В соответствии с частью 5 ст. 16 ТК РК, регулирующего вопросы трудовых правоотношений наемных работников с работодателями вне зависимости от формы собственности предприятия, устанавливают одной из причин возникновения таких отношений:

  • направление на работу лиц уполномоченными органами в соответствии с нормами федерального закона (имеется в виду территориальными центрами занятости по месту нахождения организации).

Разберемся, кто же должен быть принят на работу по квоте, как определяется количество квотируемых мест и может ли работодатель не принимать на работу людей, направленных на квотируемые рабочие места.

Понятие и определение квотируемых рабочих мест

Если посмотреть в словари что же обозначает само слово «квота», делаем вывод, что точного определения не существует.

Имея латинское происхождение, термин означает часть в общем деле.

Можно сделать вывод, что в отношении рабочих мест, говоря о квотах, имеют в виду обязательное, лимитированное количество людей от общей численности штата предприятия из определенных социальных слоев населения, которые должны быть трудоустроены.

Понятия квоты на рабочие места предусматривает вакансии, должности, зарезервированные для лиц установленных социальных категорий, которые затрудняются самостоятельно найти работу:

  • в силу частично ограниченной трудоспособности и признанием инвалидности, как следствие, такие люди по состоянию здоровья способны трудиться в определенных условиях;
  • несовершеннолетние подростки от 14 лет, каких работодатели не спешат принимать на работу;
  • лица, освобожденные из мест лишения свободы и прочие.

Кому можно рассчитывать на получение квоты при трудоустройстве

Статьей 13 ФЗ № 1032-1, принятого 19. 04. 1991 года для определения основных направлений политики государства поддержки граждан в официальном трудоустройстве, действующем в редакции от 29. 07. 2017 года, определены дополнительные гарантии для лиц, испытывающих затруднения в поисках работы.

Например, законом «О социальной защите инвалидов» установлена квота трудоустройства людей с ограниченными способностями, работать в любых отраслях.

Здесь же предусматривается разработка и реализация программ содействия занятости, путем:

  • создания дополнительных мест, где инвалиды могут реализовать свое право на труд;
  • открытие специализированных организаций, в каких могут трудиться инвалиды;
  • установление определенного количества людей, признанных инвалидами, которым работодатель обязан предоставить работу, какую они смогут выполнять по состоянию здоровья.

В то же самое время, региональные органы власти вправе принимать законы, предусматривающие квотированные рабочие места не только для лиц с ограниченными физическими возможностями (инвалидов), но и других граждан, испытывающих в силу независимых от них причин затруднений в трудоустройстве.

К ним относят:

  • лиц, которым до выхода на пенсию по старости остается около двух лет и работодатели правдами – неправдами стараются отказать в приеме на работу;
  • как мы уже упоминали – несовершеннолетних подростков в возрасте от 14 до 18 лет, желающих оказать действенную материальную помощь семье, подрабатывая в свободное от учебы время;
  • вынужденных переселенцев и беженцев в связи с военными действиями или стихийными бедствиями, политическим преследованием на Родине;
  • родителей, воспитывающих детей без участия второго супруга или относящихся к категории многодетных семей;
  • уволенных в отставку лиц с военной службы;
  • молодежь, получившую среднее профессиональное образование, не имеющую опыта работы и пытающуюся трудоустроиться впервые;
  • лиц, принимавшим участие в ликвидации последствий Чернобыльской и других техногенных катастроф, либо находившихся на месте во время этих аварий;
  • граждан, отбывших наказания в исполнительных колониях и другие.

От чего зависит и как рассчитывается количество квотируемых мест?

Если говорить о резервации рабочих мест, предусмотренных федеральными законодательными актами, в частности для инвалидов, обратимся к ст. 21 ФЗ № 181, принятого 24. 11. 1995 года с целью защитить социальные права граждан, признанных инвалидами в Российской Федерации и действующего с последними изменениями в редакции от 01.06. 2017 года.

Можно видеть, что число квотируемых мест непосредственно зависит от численности работников предприятия.

При численности штата сотрудников свыше 35 человек, работодатель обязан предоставить квоту инвалидам.

Субъектами РФ квотированные рабочие места в организациях с численностью сотрудников до 100 человек не превышает 3 % от общего числа работников.

Например, если в организации трудится 40 человек, – одно место должно быть предоставлено инвалиду.

Уже при количестве сотрудников 90 человек, квота может быть определена в количестве 2-3 рабочих мест для людей с ограниченными возможностями.

В то же самое время, нормами закона предусмотрено, что при количестве сотрудников более 100 человек, квотированные рабочие места могут составить от 2 до 4 процентов.

При определении численности работников предприятия для определения количества мест, на какие нужно трудоустроить инвалидов, исключаются рабочие места, где условия труда по специально проводимой экспертными организациями оценке признаны особо опасными или вредными для здоровья и жизни людей.

От квот на создание рабочих мест для людей, с признанной инвалидностью освобождаются общественные объединения инвалидов и образованные ними организации, поскольку они изначально предназначены для трудоустройства людей с ограниченными физическими возможностями по состоянию здоровья.

Для остальных категорий граждан, если региональными органами власти принимаются правовые акты, обязывающие резервировать рабочие места, аналогично устанавливаются квоты в зависимости от среднесписочной численности работников предприятия.

Например, для несовершеннолетних работников также должны быть исключены места с вредными и опасными условиями труда.

Для лиц, освободившихся из мест отбывания наказание, такие исключения не делают.

Стоит заметить, что трудоустройство лиц, для которых установлены квоты в большем количестве не запрещается, в то время как за отказ принять на работу соответствующие категории граждан при наличии вакансий чревато для работодателя привлечением к ответственности.

Документальное оформление

В обязанность работодателей входит:

  1. Разработать и утвердить внутренними положениями нормативную документацию, содержащую сведения о рабочих местах, зарезервированных для установленных социальных категорий граждан в данном субъекте РФ;
  2. Создание рабочих мест с условиями труда, соответствующими данным категориям лиц, которых он должен трудоустроить.

Собственник, может рассчитывать получить информационную поддержку по вопросам, касающимся квотированных рабочих мест со стороны территориального Центра занятости населения и Центра квотирования.

Кроме всего прочего, руководители предприятий должны своевременно представлять отчеты, включающие информацию о выполнении квоты (сколько принято, уволено сотрудников на зарезервированные рабочие места).

Особое внимание следует обратить на оснащение рабочих мест для инвалидов, соблюдение технических и санитарных норм, возможности осуществления программ реабилитации работников с ограниченными возможностями.

В то же самое время, если претендент занять вакантное квотируемое место не справляется с возложенными на него функциональными обязанностями, работодатель имеет право отказать в приеме его в штат сотрудников.

В данном случае руководитель должен представить детальный отчет, с указанием причин отказа в трудоустройстве в территориальный Центр занятости, направивший инвалида на работу.

Подтверждением выполнение квоты служит трудовой договор, заключенный с инвалидом, имеющим рекомендации по возможности выполнять работу в определенных условиях и установленной сложности.

Договор признается отвечающим требованиям выполнения квотирования, если его действие в текущем месяце составляет не менее двух недель на момент составления отчета.

Например, в соответствии с п. 2.1 Положения № 742 ПП, принятым Правительственным Постановлением в Москве 04.08. 2009 года:

  • работодатели обязаны в месячный срок после регистрации в налоговых органах, стать на учет в Центр квотирования;
  • собственники, не ставшие своевременно на учет в Центре, не освобождаются от исполнения обязанностей по квотированию рабочих мест и трудоустройству соответствующих категорий граждан.

В чем выражены права и ответственность руководителей, нарушающих предусмотренное квотирование рабочих мест?

Как и при трудоустройстве любого сотрудника на рабочее место, требующего определенной квалификации и уровня знаний, работодатель имеет право отказать в предоставлении квоты на рабочее место потенциальному кандидату на трудоустройство, если у человека нет документов, подтверждающих наличие должного образования или уровня квалификации.

Руководитель предприятия привлекается к административной ответственности:

  • в случае несвоевременной регистрации и уклонения от постановки на учет;
  • за недостоверную информацию, представленную в контролирующие органы;
  • необоснованный отказ в трудоустройстве на зарезервированное рабочее место человека, имеющего документы, подтверждающие наличие инвалидности.

Виновные должностные лица в соответствии с нормами ст. 5. 42 КоАП могут быть оштрафованы в размере от 5 до 10 тыс. рублей.

Какие условия труда должны быть созданы для льготников?

Создавая резервные места для инвалидов, работодатель должен соблюдать предусмотренные трудовым законодательством гарантии для лиц с ограниченными возможностями:

  1. сокращенную рабочую неделю (для инвалидов 1, 2 групп продолжительностью до 35 часов);
  2. односменный рабочий режим (работа только в дневное время);
  3. разработку специальных заданий, способствующих реабилитации человека;
  4. запрет на привлечение к сверхурочным работам и выполнению обязанностей в выходные и праздничные дни;
  5. предоставление дополнительного отпуска без сохранения заработной платы в любое время года по желанию работника сроком до двух месяцев.