Любой бизнес представляет собой разветвленный механизм деятельности в различных областях. Некоторые организации с целью экономии денежных средств и времени на подбор персонала предпочитаю передавать некоторые функции сторонним организациям для исполнения. Это не что иное, как аутсорсинг. В статье мы более подробно рассмотрим этот термин.

Аутсорсинг персонала в РФ

Аутсорсинг персонала в РФ получил довольно широкое распространение в последнее 10–летие.  Как правило, большим спросом пользуются услуги рабочего, торгового персонала, строительных рабочих и т.д. То есть заказчики выбирают не основные сферы деятельности организации, а вспомогательные. Например, для строительства объекта руководитель набирает персонал. После окончания строительства он ему уже не понадобится, так зачем оформлять его в штат, если можно передать функции во внешнее управление.

Главной задачей заказчика таких услуг является определение сфер, которые он готов передать на аутсорсинг. Как правило, они не должны носить ключевой характер и от неисполнения конкретных работ не должна пострадать деятельность компании.

Как происходит предоставление услуг аутсорсинга?

Для того, чтобы выбрать компанию по предоставлению персонала на аутсорсинг, необходимо убедиться в том, что она прошла соответствующую аккредитацию и сведения о ней внесены в государственный реестр.

Далее заказчик заключает договор с компанией и уточняет, какие именно функции он готов передать на аутсорсинг. Исполнитель подыскивает необходимый персонал и после уточнения всех деталей, заключает договор с работником и «передает» его заказчику.

Последний объясняет всю суть работы, передает необходимые документы, по желанию предоставляет рабочее место и ждет результат.

Сторонам необходимо обговорить вопрос оплаты и сроки оказания услуг. Что касается оплаты, то она может носить почасовой характер, производиться по результатам выполненных работ или передаваться по частям.

После выполнения работ по договору оказания услуг стороны подписывают акт и после этого производится оплата труда.

Разновидности аутсорсинга

Видов аутсорсинга в РФ довольно много. Мы представим основные классификации.

  1. В зависимости от требований закона:
  • легальный – когда законодатель вынуждает организацию передать определенные функции внешним организациям; речь идет, например, о том, что паевой инвестиционный фонд не наделен полномочиями по управлению и контролю за собственными активами – поэтом он эти функции обязан передать управляющей компании или аудитору;
  • не противоречащий закону (добровольный) – все остальные варианты аутсорсинга, когда нет прямого запрета со стороны законодателя.
  1. В зависимости от сферы деятельности:
  • Финансовый аутсорсинг; речь идет, прежде всего, о бухгалтерском сопровождении деятельности организации. На сегодняшний день это одна из самых распространенных сфер применения услуг аутсорсинга и пользуются ей, как правило, небольшие организации, ИП, которые не хотят расширять свой штат. Второй вариант аутсорсинга в данной сфере – аудит.
  • Сфера IT. В этом случае можно использовать аутсорсинг как услугу по обслуживанию телекоммуникационных систем предприятия, так и по разработке системного обеспечения и т.д.
  • Сфера управления персоналом. В данном варианте могут быть оказаны услуги по ведению кадрового учета, подбору персонала, так и предоставление нужных кадров по запросу организации.
  • В сфере розничной торговли. Речь может идти о логистическом комплексе услуг, ресурсном обеспечении торговли, мерчандайзерских услугах и т.д.
  • В сфере маркетинговых коммуникаций. Самым распространенным видом аутсорсинга является предоставление услуг call-центров.
  • Иные сферы, к которым можно отнести правовое обеспечение деятельности компании, аутсорсинг по издательской деятельности и т.д.

Оформление договора на оказание услуг

До 2016 года аутсорсинг был в подвешенном состоянии и многие опасались того, что так как эта процедура фактически не регламентирована законодательством, то могут возникнуть проблемы в будущем. Но с 01.01.2016 все встало на свои места – законодатель легализовал аутсорсинг.

Процедура начинается с того, что уполномоченная организация, как правило, кадровое агентство подбирает персонал по заявке заказчика. После уточнения всех деталей, стороны заключают между собой договор на оказание услуг аутсорсинга. Следующий шаг – заключение договора между кадровым агентством и работником, так как фактическим работодателем будет кадровое агентство. Работник и заказчик ни в каких правовых отношениях не состоят.

При этом текст договора на оказание услуг, как правило, имеет типовую форму, но в нем не должны использоваться термины аутсорсинг, аренда, заем или лизинг персонала. В тексте документа целесообразно указать перечень выполняемых работ и сроки их исполнения.

Кроме этих бумаг, заказчик вправе настоять на том, чтобы с исполнителем услуги было подписано соглашение о неразглашении коммерческой тайны.

Плюсы и минусы аутсорсинга

Прежде чем отдать определенные функции на аутсорсинг, руководитель организации должен не только прочесть множество книг по этому вопросу, но и провести мониторинг экономических реалий, которые могут отличаться от написанного в литературе. В некоторых случаях на аутсорсинг могут передаваться узкопрофильные функции, поэтом необходимо убедиться, имеются ли специалисты данного профиля в конкретном регионе. Например, если специалистов в области юриспруденции достаточно, то, например, монтессори-педагогов – меньше.

Рассмотрим основные плюсы аутсорсинга:

  • явная экономическая выгода: руководителю предприятия не придется «раздувать» свой штат для привлечения нового специалиста, не нужно оборудовать ему рабочее место и т.д.;
  • использование услуг аутсорсинга позволяет предприятию сконцентрировать силы на выполнения стратегических задач, расширить производство, не отвлекаясь на поиск специалистов;
  • возможность привлечь более опытных специалистов.

Основными минусами аутсорсинга являются:

  • финансовые затраты при расширении функций посредством использования услуг аутсорсинга;
  • снижается управленческая гибкость, то есть руководство компании может потерять контроль за производством, управленческими процессами; связи нарушится и будет довольно сложно ее восстановить;
  • отсутствие надлежащей законодательной базы в сфере аутсорсинга – многие руководители боятся утечки информации за стены предприятия.

В любом бизнес-механизме необходимо найти золотую середину, которая создаст своеобразный баланс между руководителем и производством. Иными словами, чтобы все служащие работали на общий результат. Специалисты по договору аутсорсинга не заинтересованы в этом; они выполняют работу, получают деньги и уходят. На их место приходят новые. В этой ситуации главная задача руководства не передавать на аутсорсинг действительной важные, ключевые функции, от которых зависит жизнеспособность бизнеса.

Преимущества кадрового аутсорсинга

Преимущества кадрового аутсорсинга видны невооруженным взглядом: заказчику удается сократить финансовые затраты на работников и вложить деньги в расширение бизнеса. Аутсорсинг выгодно использовать крупным компаниям для отдельных проектов, после выполнения которых работники не понадобятся, но при этом, производство не пострадает.

Однако никто не запрещает передачу некоторых функций внешним управленцам и небольшим компаниям, например, ИП. Как правило, многие из них не хотят платить дополнительные налоги и взносы на работников или же осуществляют не столь масштабную деятельность. Поэтом, например, услуги бухгалтера необходимы только для предоставления отчетности. В этом случае на помощь приходит аутсорсинг.

Вторым явным плюсом процедуры является то, что у руководителя компании имеется возможность выбрать специалиста с более высокой квалификацией и не затрачивать при этом средств на его обучение. Современные технологии позволяют механизировать труд. Но для управления этими машинами необходимо пройти обучение, которое в некоторых случаях дорогостоящее. Работодателю проще нанять внешнего специалиста для осуществления проверки, ремонта оборудования, чем держать в штате дополнительного служащего.

Ну и, наконец, правовая защищенность. Исполнитель по договору аутсорсинга должен выполнить работу в срок, а уж как он это будет делать – неважно. Но ясно одно, никаких жалоб в трудовую инспекцию по поводу неправильного оборудования рабочего места, задержек на работе и т.д. он писать не будет. Поэтому у руководителя компании отпадает головная боль относительно обеспечения условий для работы такого персонала.