В процессе работы случаются такие ситуации, когда у гражданина возникает вопрос относительно того, разрешено ли законодательством оформление двух трудовых книжек и ответственность за данные действия. Причины, которые побуждают к оформлению еще одного документа, могут быть различными:

  • Наличие в основной книжке негативной записи, увольнения по отрицательным мотивам;
  • Сокрытие от руководства по основному месту труда наличия «подработки» или работы на другом предприятии;
  • Утеря трудовой, а после оформления нового документа, её восстановление или обнаружение;
  • По негативным мотивам и т.д.

Так как на практике такие ситуации возникают достаточно часто, то и граждан желающих оформить несколько документов о труде немало. Однако допустимы ли такие действия с точки зрения законодательства? Сколько трудовых книжек можно иметь по закону? Не возникнет ли у обладателя двух оформленных бланков проблем в будущем?

На данный момент ни в одном нормативно-правовом акте нет строгих требований или ограничений, касающихся максимального количества книжек, которые может оформить гражданин. Исходя из этого и никакой ответственности за ведение нескольких бланков одновременно не предусмотрено.

Однако, несмотря на то, что в качестве нарушения законодательства такие действия не классифицируются, они рассматриваются как злоупотребление предоставленным правом. Поэтому без особой необходимости специалисты советуют не заводить более одного бланка.

Если же вы завели вторую трудовую книжку, она оформлена надлежащим образом и содержит достоверную информацию, то она считается действительной и не предусматривает применения к её владельцу каких-либо санкций со стороны государства. Но необходимо учитывать, что при совпадении рабочих периодов, оформляя пенсию, можно будет указать только один из них по вашему желанию. Поэтому зачастую владельцы нескольких документов один бланк используют как основной, а второй для ведения в нем записей о совмещаемой работе.

Несмотря на то, что оформление двух трудовых одновременно не считается правонарушением, гражданин может быть привлечен к ответственности, если данные действия были произведены с целью осуществления действий или получения выгод противоречащих действующему законодательству или в обход установленных ограничений.

Трудовая книжка: что это такое и для чего она нужна

Трудовая книжка за последние годы во многом утратила свое значение, но она по-прежнему является документом, отражающим рабочий путь конкретного гражданина. В ней отображаются не только дата приема и увольнения сотрудника с предприятия, но и его должностные перемещения, присвоения званий, рангов и разрядов. Это своего рода отображение квалификации и способностей данного гражданина в определенной отрасли. Кроме того в документе присутствует отдельный раздел посвященный благодарностям сотруднику за успешную работу.

Все эти данные позволяют, при необходимости трудоустройства, руководству предприятия определить уровень квалификации данного соискателя, его профессиональные навыки, эффективность трудовой деятельности и стаж работы. После заключения договора с гражданином он предоставляет необходимые документы и трудовую в кадровый отдел. Книжка будет храниться на фирме все время вплоть до расторжения трудовых отношений.

Ответственность за сохранность, оформление и учет данного вида документации согласно Постановлению №69 Минтруда РФ несет уполномоченный руководством организации сотрудник кадрового отдела. Если такового на предприятии нет или работодатель является индивидуальным предпринимателем, то руководитель занимается ведением книжек самостоятельно и несет ответственность за соблюдение установленных законодательством правил в полном объеме.

Необходимо отметить, что с точки зрения законодательства, если у гражданина помимо основной должности есть еще подработка на другом предприятии, то это не требует оформления нескольких трудовых книжек у работника. Достаточно взять на основном месте работы заверенную копию трудовой, отнести её на фирму, куда вы хотите устроиться по совместительству и предоставить её в отдел кадров. Там вам оформят документ, подтверждающий ваше трудоустройство и содержащий необходимую информацию для внесения в книжку. Эту бумагу необходимо передать кадровику на предприятие по основному месту работу. На её основании он сделает необходимую запись в трудовой. Согласно ст.66 ТК РФ оригинал книжки в данном случае должен оставаться на предприятии, являющимся основным местом работы служащего.

Помимо подтверждения своей квалификации и опыта работы при трудоустройстве книжка используется:

  • Для оформления пенсии и расчета величины выплат;
  • Назначения гос. пособий в предусмотренных законодательством случаях;
  • В некоторых случаях трудовая может понадобиться для оформления загранпаспорта;
  • При согласовании информации о стаже работы и производимых отчислениях и т.д.

Необходимо отметить, что при трудоустройстве кадровик имеет право отказаться от оформления новой записи в документе, в случае обнаружения им недостоверных данных или несоответствий в порядке внесения предыдущих записей. В связи с этим действующим законодательством предусмотрена ответственность работодателя при внесении им ненадлежащим образом оформленных записей или с грубыми нарушениями порядка их оформления. Если допущенные ошибки привели к невозможности дальнейшего трудоустройства после увольнения, то гражданин имеет право обратиться в суд и взыскать с предприятия-нарушителя компенсацию в размере среднесуточной оплаты труда в процессе его работы на данном предприятии за все дни, начиная с момента расторжения трудовых отношений.

Две трудовые книжки для одного человека: за и против

Итак, с точки зрения законодательства вопрос о том, можно ли работать по двум трудовым книжкам не стоит. Ведь, как известно, что прямо не запрещено действующими нормами, то считается допустимым. Однако возникают другие вопросы, связанные с процедурой оформления данных документов и возможными проблемами при использовании нескольких трудовых одновременно.

В современном законодательстве закреплена свобода выбора места работы для граждан и возможность осуществления трудовой деятельности в удобном для них порядке. Таким образом, никто не запрещает лицу одновременно устроиться на несколько предприятий. Единственное ограничение, которое действует в данном случае, что две работы, записанные в книжке должны иметь такой график труда, чтобы не пересекаться в одно и то же время. Иначе у контролирующих органов возникнет вопрос о достоверности сделанных записей. А вот при оформлении двух книжек шанс на возникновении такой ситуации – минимален.

С другой стороны законодательство обеспечивает такой порядок фиксирования трудовой деятельности, что необходимости в оформлении второго документа возникнуть не должно. Даже в случае утери книжки работник должен сообщить об этом своему бывшему работодателю. Он на основании имеющихся у гражданина документов оформляет дубликат трудовой, в который вносятся все записи, имеющие официальное подтверждение.

Когда же сотрудник трудоустраивается на иное предприятие или занимает еще одну должность на данном, то с точки зрения законодательства это считается совместительством. О работе на иной фирме согласно его нормам гражданин обязан уведомить своего работодателя, тогда он вносит соответствующую информацию в книжку, а на втором месте работы со служащим заключается трудовой договор.

Вот на данном этапе зачастую и возникает необходимость оформления второй книжки. Сегодня в большинстве организаций и предприятий к совместителям относятся не очень хорошо, так как это предусматривает не только большую занятость сотрудника, но и возможность того, что он в любой момент может рассчитаться. В связи с этим у совместителей часто возникает немало неприятных ситуаций с руководством предприятия.

Чтобы избежать проблем и спокойно работать там где удобно, многие принимают такое решение как, оформить вторую трудовую книжку. Это не требует никаких дополнительных действий со стороны сотрудника и расходы он несет лишь связанные с приобретением бланка и то, только если предприятие ему книжку не предоставило.

К минусам можно отнести то, что при оформлении пенсии предоставить для подтверждения стажа можно будет только одну трудовую и весь опыт работы по совместительству просто «сгорит». Однако с введением персонифицированной системы учета в ПФР в учет при определении суммы выплат берутся специальные баллы, начисляемые исходя из суммы перечисленных взносов в процессе осуществления трудовой деятельности. Таким образом, если работодатель добросовестно перечислял все полагающиеся суммы, то они будут учтены вне зависимости от того, какой именно документ вы предоставите.

При этом правила, выдвигаемые к оформлению данных документов, распространяются как на первую, так и на вторую трудовую. На титульном листе должны быть отражены ваши личные данные, стоять печать предприятия или организации, оформившей вам документ, и подпись заполнявшего её кадровика. После этого в следующем разделе заносится информация о трудоустройстве. При первичном оформлении также вносятся данные об образовании и службе в армии.

Необходимо отметить, что  информация о принятии на работу, переводе и расторжении трудового договора не может быть внесена в раздел о награждениях. При недостаточности места в соответствующей части документа должен быть выдан специальный вкладыш, заполняющийся также как и трудовая.

Ответственность за работу по двум трудовым книжкам

Так как использование двух трудовых книжек это законно, то и прямой ответственности за данные действия законодательством не предусмотрено. Но, несмотря на то, что запрета на оформление нескольких документов на данный момент нет, все больше распространяется иное мнение. Раз законодательством не предусмотрено такой возможности и созданы условия для использования только одной книжки, то и заполнение двух книжек одновременно не может считаться правильным.

Основной проблемой ведения нескольких документов одновременно является невозможность предоставления двух трудовых книжек при оформлении пенсии. Оформляя пособие, гражданин будет вынужден предоставить один из документов на выбор, так как прием двух книжек на данный момент не допускается. И все расчеты будут производиться исходя из стажа указанного в основном документе.

А вот в каких случаях трудящийся может быть привлечен к ответственности при использовании двух книжек? Если данные действия были совершены с целью незаконного получения права, на которое в обычном порядке гражданин не может претендовать. Ярким примером таких действий является получения пособия по уходу за ребенком по двум книжкам. В данном случае сначала лицо обращается с просьбой о начислении денежных средств сначала по одному документу, а потом по второму. Данные действия являются правонарушением и наверняка повлекут привлечение гражданина к ответственности.

Еще один пример, с которым можно нередко столкнуться на практике – оформление пособия по уходу за новорожденным по одной трудовой и одновременная работа по второй. Таким образом, молодая мать получает и денежные выплаты, направляемые ей для компенсации невозможности осуществления трудовой деятельности, и заработную плату. Это может привести к серьезным проблемам, так как данные действия расцениваются как мошенничество, за что предусмотрено уголовное наказание.

Также проблемы могут возникнуть при оформлении налогового вычета. Зачастую заявление о предоставлении данного вычета направляются трудящимся по основному месту работу, хотя данный порядок и не закреплен в действующем законодательстве. Оформление одновременно нескольких налоговых вычетов по двум трудовым (на основном и дополнительном месте работы) расценивается как правонарушение и может привести к судебным тяжбам и взысканию с вас денежных сумм полученных незаконным путем.

Чтобы избежать проблем в будущем специалисты советуют не заводить две трудовые одновременно или использовать одну из них как «основную», которую вы будите предоставлять во всех госструктурах и т.д. Вторая же будет «дополнительной» –  только для отметок в ней подработок и труда по совместительству. Но без особой необходимости прибегать к такому методу все же не стоит.