В территориальный орган государственной власти, призванный контролировать соблюдение работодателями норм действующего законодательства в сфере трудовых отношений может обратиться любое заинтересованное лицо.

Унифицированных форм для составления жалобы не существует.

Главные требования:

  • указать достоверные данные о себе: фамилию, имя, отчество заявителя и адрес для возможного контакта (места проживания или электронной почты);
  • полное наименование организации, с которой заявитель состоит (состоял) в трудовых отношениях;
  • факты допускаемых нарушений работодателем норм ТК РФ (по возможности документально подтвержденными со ссылками на нормы закона).

Варианты подачи заявления

Подать в территориальную инспекцию труда жалобу можно одним из подходящих для каждого способом:

  • отнести лично по месту расположения трудовой инспекции, поставив на экземпляре, который остается на руках регистрационный входящий номер, дату, подпись принявшего документы служащего (с расшифровкой должности, фамилии, инициалов имени, отчества);
  • вложив в конверт с описью приложенных документальных материалов отправить почтой с уведомлением о получении письма адресатом;
  • используя современные методы технологии – в электронном варианте, зайдя в специальный раздел на официальном сайте трудовой инспекции.

Для пользователей всемирной сети – это наиболее оптимальный вариант (не требующий дополнительного времени на хождения по инстанциям или почтовым отделениям).

Достаточно следуя подсказкам заполнить выделенные поля разработанной формы для обращений граждан.

Основные требования остаются аналогичными с привычными заявлениями в бумажном виде:

  1. Указывают, куда адресуют жалобу (наименование трудовой инспекции).
  2. От кого обращение – личные паспортные данные, место работы и занимаемую должность, адрес фактического проживания.
  3. На кого жалуются – полное название предприятия и место его расположения, наименование должности первого руководителя, его фамилия, имя, отчество.
  4. В текстовой части лаконично и корректно излагают суть нарушенных прав с указанием, когда и какими конкретно действиями затронуты личные интересы в области трудовой деятельности.

Поля должны быть заполнены все, в противном случае, жалоба не может быть отправлена. Вероятность допустить ошибки сводятся к минимуму.

Реагирование на жалобу

Как на все обращения граждан в государственные органы власти, дается срок в течение месяца, когда проходит разбирательство о достоверности указанных фактов допускаемых нарушений.

Инспектор может затребовать работодателя необходимые документы и проверить соблюдение норм документарным методом, либо посетить организацию и провести выездной контроль.

При необходимости дополнительных исследований, получения ведомственных документов, заключений экспертов, срок может быть продлен еще на 30 дней.

Уполномоченный проверяющий уведомляет заинтересованное лицо письменно как о результатах проведенных мероприятий, так и продлении расследования по адресу, указанному заявителем (электронному или почтовому).

К сожалению, на практике редко соблюдаются сроки.

При затягивании с ответом, либо если результаты проведенных мероприятий не удовлетворяют заявителя, можно обжаловать действия трудового инспектора или предписаний проверки через суд.

Когда отказ в рассмотрении жалобы считают законным?

Нормами ст. 11 ФЗ № 59, разработавшего основные положения, какими руководствуются при рассмотрении обращений граждан в государственные и другие органы власти, предусмотрено оставить жалобу без рассмотрения, если:

  1. нет данных о заявителе, либо они неправдивы (анонимка);
  2. не указан контактный адрес;
  3. заявление написано неразборчивый почерком, и его невозможно прочесть;
  4. текст содержит нецензурную брань и ненормативную лексику;
  5. заявитель повторно обращается с одним вопросом, по которому был дан исчерпывающий ответ.