Нередко сотрудники в процессе работы сталкиваются с нарушением работодателем действующего законодательства, но не все знают о том, что защитить свои права можно не только через суд, но и обратившись с жалобой в Инспекцию по трудовым спорам. Данная организация была создана, в том числе для того, чтобы обеспечивать контроль над соблюдением установленных правил в сфере организации рабочего процесса, оформления необходимой документации и иных норм.

Основанием для проведения внеплановой проверки в конкретной организации является жалоба её сотрудника. Обратиться с соответствующим заявлением может как действующий работник, так и недавно уволенный, при условии, что не вышли сроки обжалования по тому или иному вопросу. После получения данного документа уполномоченным сотрудником Инспекции по труду будет инициирована проверка, по результатам которой может быть:

  • Принято решение об отсутствии нарушений трудового законодательства со стороны работодателя;
  • Выдано предписание об устранении выявленных несоответствий;
  • Вынесено постановление о наложении штрафа на работодателя и/или должностное лицо, допустившее нарушение действующего законодательства.

Если работодатель нарушает законные права сотрудников, то любой служащий, согласно ст.356 ТК РФ, имеет право обратиться в трудовую инспекцию с жалобой. Основанием для обращения может выступать как несоответствие условий труда, так и невыполнение требований действующего законодательства в сфере оформления документации, оплаты труда, порядка увольнения и прочего. Если у вас возникли сомнения относительно возможности подачи жалобы по вашему вопросу, уточнить эту информацию можно в ближайшем отделении Инспекции, обслуживающем территорию, где расположено предприятие.

Кроме того, обратиться с жалобой на работодателя может также и гражданин, который претендовал на занятие имеющейся вакансии, но ему было отказано в трудоустройстве. Если он посчитает действия руководства предприятия необоснованными и незаконными, то он имеет право обратиться в Инспекцию по трудовым спорам.

Согласно ст.360 ТК РФ жалоба гражданина на нарушение предприятием, его руководством или должностными лицами, норм действующего законодательства является основанием для проведения в отношении данной организации внеплановой проверки. Рассмотрение поступившего заявления сотрудниками Трудовой инспекции  производится в течение месяца с момента её получения.

Это время требуется инспектору для проверки указанных фактов нарушения законодательства, истребования необходимых документов и оценки обоснованности ваших требований. Во время проведения внеплановой проверки специалист Инспекции имеет право получить любые документы, связанные с осуществлением фирмой хозяйственной деятельности, её трудовых отношениях, правилами рабочего распорядка и прочего. Исключение составляют бумаги, которые содержат в себе информацию, являющуюся коммерческой или иной тайной, не подлежащей разглашению. В исключительных ситуациях, когда для изучения или истребования документов требуется более продолжительное время, срок проверки может быть дополнительно продлен на 30-ть дней.

По результатам проверки инспектором оформляется соответствующий акт, в котором он указывает выявленные несоответствия и нарушения действующего законодательства. На основании данного документа руководству предприятия выдается предписание об их устранении. В указанный срок работодатель должен выполнить требования Инспекции по трудовым спорам и письменно уведомить об этом уполномоченного сотрудника данного госоргана.

Куда обращаться?

В каждом субъекте РФ есть территориальное отделение Госинспекции по трудовым спорам. Также во многих районных центрах работают их отделения. Перед тем как подавать жалобу на действия работодателя необходимо определиться с тем, куда её посылать. На официальном сайте данного госучреждения указаны адреса и контактные телефоны всех отделений Инспекции по труду. Также эти данные закреплены в приказе Минздрава РФ №581н от 18.05.2012г.

По указанному адресу гражданин имеет право направить свою жалобу. Однако, прежде чем посылать документы по почте стоит проконсультироваться с инспектором, работающем с территорией, где расположено предприятие. Это позволит избежать ошибок, которые могут повлечь отказ от принятия заявления. К примеру, это может быть отсутствие подтверждающих документов, если они требуются. Из-за этого процедура рассмотрения жалобы «по сути» существенно затягивается.

Так как сегодня в работу госструктур активно внедряется работа с помощью сети Интернет, то во многих учреждениях стала доступна возможность подачи заявлений с помощью специальной электронной формы. Эти нововведения коснулись и Трудовой инспекции. На официальном сайте Госинспекции по труду есть соответствующий раздел, где любой трудящийся может оформить и направить жалобу, не выходя из дома, а также получить бесплатную консультацию по интересующим его вопросам.

Перед подачей заявления в Роструд с помощью электронной системы необходимо ознакомиться с правилами её оформления и порядком рассмотрения жалобы специалистами.

Помимо обязательных данных (таких как ФИО) в электронном обращении гражданин должен указать свой почтовый адрес, если хочет получить ответ по почте, или электронный адрес – для получения ответа в виде электронного письма. Вне зависимости от того, в какой форме будет получен ответ, он имеет одинаковую юридическую силу. Документ, направляемый по интернету, подтверждается специальной электронной подписью госучреждения и может быть распечатан заявителем при необходимости.

В электронном заявлении, так же как и в обычном, трудящийся должен подробно и четко изложить суть проблемы, указать нормы действующего законодательства, которые были нарушены работодателем, и свои требования. Если для рассмотрения жалобы необходимо предоставления определенных документов, то они также должный прилагаться к заявлению в электронном виде. Для этого их необходимо отсканировать и прикрепить к заявлению.

После направления жалобы она проходит процедуру регистрации, продолжительность которой составляет 3 дня. При необходимости её перенаправления, заявитель уведомляется об этом, а документ в течение недели передается в тот орган, который должен его рассматривать. После принятия жалобы к рассмотрению на вынесение решение по ней также дается 30-ть дней, в течение которых заявителю должен быть дан обоснованный ответ с указанием предпринятых действий и мер воздействия (если в процессе проверки были выявлены нарушения).

Работодатель со своей стороны имеет право обжаловать предписание, полученное от Госинспекции по труду, если считается его необоснованным или принятым с нарушениями действующего законодательства. Для этого ему необходимо в течение 10-ти дней после получения соответствующего предписания направить заявление в суд.

Если в указанный срок решение Трудовой инспекции не было обжаловано, то руководство предприятия должно выполнить требования в указанный срок. В противном случае предприятия и должностные лица будут привлечены к административной ответственности.

Как составить жалобу в Инспекцию по трудовым спорам?

Основное требование, которое выдвигается к подаваемой жалобе – она должна содержать четко сформулированные и обоснованные претензии к руководству предприятия. Для этого сотруднику, её оформляющему, необходимо указать какие конкретно нарушения действующего законодательства были нарушены и, по возможности, варианты решения проблемы. Таким образом, если, к примеру, в помещении трудится слишком много людей (их количество превышает установленные нормы), то вы можете предложить выделить для ряда сотрудников отдельную комнату или перевести вас всех в другую – более просторную. Надлежащим образом сформулированные требования позволят максимально полно их реализовать и ускорить процедуру принятия окончательного решения.

Также при оформлении жалобы следует приложить к ней документы подтверждающие:

  • Что вы трудитесь или работали ранее на данном предприятии;
  • Нарушение ваших законных прав (к примеру, приказ о направлении  командировку беременной женщины и т.п.);
  • Любые иные бумаги, которые позволят наиболее полно оценить сложившуюся ситуацию.

Заявление вместе с приложениями может быть направлено по почте (заказным письмом) или передано лично. Необходимо учитывать, что при подаче документов непосредственно в Инспекции по труду следует предоставлять два экземпляра жалобы. Одна остается у специалиста, принимающего ваше заявление, а на второй он ставит подпись и советующую отметку с указанием его данных (ФИО, должность) и даты получения бумаг. Этот экземпляр остается у заявителя и является подтверждением подачи документов.

Важно учитывать, что трудящийся имеет право подать жалобу «анонимно». То есть, при направлении жалобы он указывает свои данные, но просит инспектора не раскрывать имени заявителя в процессе проведения проверки. Такая ситуация возможна, к примеру, если проблема касается не вас одного и для установления факта наличия нарушения могут быть истребованы документы на нескольких сотрудников. Касательно возможности сокрытия имени жалобщика – этот вопрос также лучше уточнять у специалиста Трудовой инспекции для каждого отдельного случая.