Следуя гарантированным догмам со стороны государства, закрепленным Конституцией страны, применяемым в разработке законодательной базы, в том числе и основополагающего в регулировании вопросов, связанных с трудовой деятельностью граждан (без какой невозможно развитие общества) – Трудового кодекса РФ, руководители организаций и предприятий, вне зависимости от формы собственности имеют ряд обязательств, которые должны выполнять.

К основным пунктам можно отнести:

  1. заключение с наемными работниками трудовых договоров, содержащих сведения об условиях, режиме, оплаты работы, основных прав, обязанностей, ответственности сторон;
  2. обеспечение сотрудников фронтом работы;
  3. своевременную выплату заработной платы в полном объёме (не реже, чем через каждые 15 дней);
  4. оценку рабочих мест по условиям опасности и воздействия вредных факторов;
  5. проведение первичных и повторных инструктажей перед началом работ по охране труда;
  6. предоставление отдельным категориям работников льгот и компенсаций, гарантированных нормами трудового законодательства;

и прочее.

Деятельность руководителей проверяется органами власти.

Мероприятия контроля могут быть плановыми и по обращению с жалобами работников – внеплановые проверки.

По результатам надзора, если установлены документально подтвержденные факты неисполнения своих обязательств, выраженные в явных нарушениях трудовых норм (или их игнорирования):

  • непосредственно первое лицо, руководящее данной организацией (предприятием);
  • возможно и (или) прочие начальники структурных подразделений (например, старший инспектор отдела кадров или главный бухгалтер) в случае их личной вины в несоблюдении требований трудового законодательства,

привлекают к ответственности в административном порядке.

Наиболее распространена ссылка на ст. 5.27 КоАП РФ.

Далее в статье остановимся подробнее, ответив на вопросы: когда и как применяют меры административного наказания по вышеуказанной статье.

Наличие, каких оснований позволяет привлечь к административной ответственности

Для того чтобы наказать, нужны веские доказательства вины в нарушении закона.

Поскольку нормы ст. 5.27 КоАП РФ предусматривают административные меры, применяемые для устранения выявленных несоответствий нормам труда и профилактики применения закона в производственной деятельности предприятий, соблюдения охраны труда на рабочих местах, для привлечения к ответственности нужно как минимум – провести надзорные мероприятия органами государственной власти, имеющими соответствующие полномочия.

Только если по результатам проведенных проверок (плановых или внеплановых не имеет значения), деятельности организации выявлены или подтверждены (если проверка проходила по жалобе трудящегося) факты нарушений, это является основанием рассмотрения вопроса о привлечении к ответственности виновных лиц.

Первая часть указанной статьи не конкретизирует события, какие могут стать причиной административного наказания.

В диапазон таких нарушения могут попасть любые действия (или бездействие), какие повлекли, прежде всего, несоблюдение условий обязательных при официальном трудоустройстве трудовых договоров, заключаемых между наемным работником и предприятием (от лица которого выступает первый руководитель – директор, управляющий, прочие).

Например, применить часть первую статьи, можно:

  • когда нарушаются элементарные нормы, какие должны быть соблюдены для охраны труда работников;
  • ущемляется право человека, желающего трудоустроиться в данную организацию на работу при наличии вакантной должности;
  • не выплачиваются гарантированные компенсационные выплаты и не предоставляются льготы, положенные по закону;
  • не пускают работников в положенные по графику ежегодные отпуска;
  • без согласия сотрудника, нарушая процессуальный порядок, переводят его на другой участок, что не соответствует его должностным обязанностям и договорным условиям;
  • не соблюдает норму положенного рабочего времени, привлекая к сверхурочным работам больше возможных часов за год;
  • нарушаются гарантированные льготы отдельным категориям сотрудников (например, беременных работниц, лиц, воспитывающих малолетних детей, работников, каким не исполнилось восемнадцати лет, или имеющих установленную медицинскими специализированными комиссиями частичную утрату трудоспособности);
  • не проводятся своевременно инструктажи (нет регистрации) по охране труда;
  • и в прочих ситуациях.

Вторая часть статьи рассматривает более строгие меры наказания, если, раньше уже заплатили штраф, или предупреждались по аналогичным выявленным нарушениям.

Сравнительно недавно, с января 2015 года, отдельной третьей частью выделено, что наказания применяются к лицам, допускающим к выполнению работы граждан, если нет полномочий, данных руководителем и в последующем, работодатель не хочет признать трудовыми отношениями с лицами, фактически работающими уже в организации.

Четвертой частью признаны нарушения оформления трудовых отношений:

  • когда руководство уклоняется от заключения трудового договора;
  • фактически трудовые отношения осуществляются со ссылкой на гражданско-правовой договор, неминуемо руководителя накажут.

Особое внимание уделяется своевременному получению работникам заработанных денежных средств (в счет оплаты труда).

Согласно частям 6-7, привлекаются к ответственности виновные за невыплату полностью или частично, нарушение установленных сроков выплат за расчетный период.

Какие применяются наказания

В зависимости от вида правонарушения в области трудовых отношений, к виновному конкретно в действиях (бездействиях) должностному лицу, индивидуальному предпринимателю или юридическому образованию применяют штрафные санкции разного размера.

Для наглядности, приведем таблицу, когда и в какой сумме придется заплатить в пользу государства штраф, и возможны более суровые меры наказания.

Ст. 5. 27 КоАП РФ

Руководство и должностные лица зарегистрированных юридически организаций (предприятий) Индивидуальные предприниматели

Юридические лица

Первая часть 1-5 тыс. рублей 1-5 тыс. рублей 30-50 тыс. рублей
Вторая часть

 

10-20 тыс. рублей,

либо возможно запретить занимать руководящие должности сроком от одного года до трех лет

10-20 тыс. рублей 50-70 тыс. рублей
Третья часть 10-20 тыс. рублей и виновных граждан

3-5 тыс. рублей

- -
Четвертая часть 10-20 тыс. рублей 5-10 тыс. рублей 50-100 тыс. рублей
Пятая часть запрет работать на ведущих должностях 1-3 года,

Для виновных граждан – штраф 5 тыс. рублей

30- 40 тыс. рублей 100-200 тыс. рублей
Шестая часть 10-20 тыс. рублей 1-5 тыс. рублей 30-50 тыс. рублей
Седьмая часть 20-30 тыс. рублей,

либо возможна дисквалификация сроком от одного года до трех лет

10-30 тыс. рублей 50-100 тыс. рублей

Сроки давности, когда можно привлечь к ответственности

Внесенными в КоАП РФ изменениями, период времени, когда можно завести административное расследование по фактам нарушений норм труда, составлявший раньше лишь 2 месяца, с начала 2015 г. увеличен.

На протяжении одного года, в соответствии с частью 3 ст. 4. 5 КоАП РФ, разрешено наложить взыскание, поскольку за административные нарушения по ст. 5. 27 предусматривается запрет занимать руководящие должности.

Начинают считать срок давности в зависимости от обстоятельств – со дня, когда были нарушены нормы труда, при длящихся продолжительный период нарушениях – с конкретного момента, когда они были выявлены.

У кого есть полномочия возбудить делопроизводство по административному правонарушению

Если мы обратимся к административному законодательству, видим, что:

  • должностные лица, уполномоченные вести надзор соблюдения норм ТК РФ и других правовых актов в сфере трудовых отношений, правомочны составлять протоколы о нарушениях, то есть служащие территориальных трудовых инспекций могут самостоятельно начать административное расследование (п. 16 ст. 28. 3 КоАП);
  • возбудить дело об административном правонарушении во власти работников органов прокуратуры, проводивших мероприятия контроля деятельности предприятия в рамках выполнения конституционных гарантий и законодательных прав (ст. 28. 4 КоАП).

Какими государственными органами выносится решение о мерах наказания

В случае привлечения к ответственности, когда действием (или бездействием) руководитель или должностные лица впервые нарушили нормы труда и взыскивается лишь штраф, рассмотреть дело может (ст. 23. 12 КоАП РФ):

  • сам инспектор, проводивший проверку;
  • старший инспектор трудовой инспекции;
  • руководитель территориальной инспекции труда или его заместитель;
  • главный инспектор органа федеральной инспекции соответствующего субъекта РФ;
  • главный инспектор Федерального органа исполнительной власти РФ, призванного вести надзор соблюдения норм трудового законодательства на территории страны.

В силу части 1 ст. 23, 1 КоАП РФ, если правонарушение выявлено повторно, материалы проведенных мероприятий надзора передаются в суд для рассмотрения дела по существу и решения о мерах наказания.

Только в полномочиях мирового судьи дисквалификация виновных лиц администрации предприятия или приостановление деятельности.

Это особенно относится к ситуациям, когда вследствие нарушенных правил охраны труда сотрудники, окружающие люди подвергают здоровье и жизнь опасности (ст. 5. 27. 1 КоАП РФ).

Возможность оспаривания вынесенных постановлений

Каждый гражданин РФ имеет право защищать свои права и интересы доступными способами в рамках действующих законов.

Лицо, признанное виновным в нарушении законодательства трудового, вследствие чего подвергшееся административному наказанию, имея аргументированные доказательства, что постановление было вынесено необоснованно или с нарушением процессуальных норм может его обжаловать.

Если штраф был назначен трудовой инспекцией, достаточно:

  • написать жалобу вышестоящему руководителю инспектирующего, либо на имя Главного трудового инспектора РФ;
  • обратиться в районный суд.

При несогласии с постановлением суда, следует обжаловать решение в вышестоящий судебный орган.