Результаты любых проводимых мероприятий контроля и надзора соблюдения норм законодательства в процессе деятельности предприятий и организаций, вне зависимости от правой формы собственности оформляются документально как при плановых, так и при проверках по расследованию обращений с жалобами рабочих.

Действия руководителя, в случае несогласия с выданным актом о проверке, проведенной инспекцией труда

Подводя итоги проведенной проверки, трудовой инспектор составляет акт, по унифицированной форме, (бланк утвержден Приказом № 141, изданным 30. 04. 2009 года, в дополнение к ФЗ № 294, реализующему права работодателей в процессе проводимых надзорных мероприятий).

Составляется акт в 2-х экземплярах, независимо найдены нарушения в работе предприятия, или нет.

Документ подписывается проверяющим инспектором и представителем проверяемой стороны (первым руководителем или лицом, ним уполномоченным).

Один из экземпляров с приложениями вручают руководителю, оформив расписку о том, что действительно получен определенного числа, месяца, года и данных о лице, принявшем документ.

В случае отказа подписывать акт и уведомление, делают отметку.

Важно понимать, что акт как таковой сам по себе не относится к распорядительным документам.

В нем лишь зафиксировано соблюдение или нарушение требований ТК РФ и других нормативов в сфере труда.

На основании изучения материалов, собранных в ходе надзорных мероприятий, в соответствии с отмеченными в акте нарушениями, выдается предписание на имя руководителя проверяемой организации, имеющее уже для работодателя в случае его игнорирования правовые последствия, если нарушения не будут устранены в указанные сроки.

В соответствии с предписанием руководство организации обязано принять конкретные меры устранения нарушений прав трудового коллектива и доложить письменно, с приложенными документами, подтверждающими выполнение.

Обращение с жалобой на сам акт проверки через суд законодательство не предусматривает.

С заявлением о несогласии с выданным предписанием, аргументируя свою жалобу на действие трудового инспектора, руководитель имеет право обратиться непосредственно в судебные органы.

В то же время, ст. 16, ФЗ № 294, действующего с 26. 12. 2008 года, оговаривает возможность руководством предприятия, несогласным с итогами по результатам проверки, зафиксированными в акте, в течение 15 дней с момента получения его, направить письменные возражения, вышестоящему руководителю инспектора, проводившего проверку деятельности предприятия.

Обжаловать можно как отдельные пункты, так и в целом составленный акт.

Для рассмотрения вопроса по существу, необходимо приложить документы, или должным образом заверенные копии, подтверждающие приведенные в заявление возражения.

Главный инспектор территориального органа надзора в течение 10 дней выносит решение, которое доводится до сведения обратившегося руководителя. Срок для оповещения заявителя – не более трех дней после его рассмотрения по существу, согласно п. 63 Приказа № 354н, изданного “30″октября 2012 года, с последними изменениями, внесенными “03″ноября 2016 года.

Как подать возражение на выписанное предписание?

К сожалению, довольно редко, но, все же встречаются работодатели, соблюдающие все нормы ТК РФ и прочих федеральных законов и правовых актов в отношении обязательств перед сотрудниками учреждения.

В таких ситуациях, являющихся исключительными, результаты проверки, проведенной органами надзора, фиксируются только в акте, составленном по ее окончании.

В противном случае, если нарушения трудовых прав работников присутствуют, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 17 ФЗ № 294, ч. 1 ст. 357 ТК РФ, руководитель получает предписание с указанием конкретных сроков для возможности устранить эти нарушения по каждому пункту.

Невыполнение предписания чревато привлечением ответственных лиц к административной ответственности.

Если руководитель не соглашается с указанными нарушениями, у него есть аргументированные доказательства, что даже при ранее допускаемых нарушениях трудового законодательства, все недочеты устранены на момент проводимых надзорных мероприятий, он может подать жалобу:

  • вышестоящему руководителю проверяющего трудового инспектора;
  • Главному государственному инспектору по труду;
  • непосредственно обратиться в судебные органы,

в соответствии со ст. 361 ТК РФ, ч. 12 ст. 16 ФЗ № 294, п. 113 Приказа № 354н, регламентирующего административный порядок исполнения органами федерального надзора законодательных актов, содержащих нормы в сфере трудовых отношений.

Поскольку законодательством не предусмотрено обязательное досудебное урегулирование споров, рекомендуем обращаться сразу с жалобой в суд.

Согласно второй части ст.357 ТК РФ право обжалования предписаний, ограничено временем и составляет всего 10 дней.

Не факт, что рассмотрение претензии руководителем территориальной трудовой инспекции удовлетворит обращающегося руководителя, а время будет упущено и придется ходатайствовать о восстановлении сроков.

Если нет достаточно значимых причин, подтвержденных документально, почему работодатель не обжаловал предписание своевременно, суд вправе отказать в рассмотрении дела по существу.

Стоит учесть еще один немаловажный факт, – только судья имеет полномочия приостановить исполнение предписания (четвертая часть ст. 254 ГПК РФ).

Пока принятое судом решение не вступит в законную силу, поскольку обе стороны имеют право обжаловать его, в установленном порядке, работодатель на любом этапе судебного разбирательства может подать заявление с просьбой приостановить действие предписания.

Дела, касающиеся спорных вопросов о предписаниях, выданных по результатам проверки деятельности предприятий и соблюдению норм ТК РФ, других законодательных актов о труде рассматриваются в районных судах по местонахождению органа проводившего надзор, в соответствии с нормами гражданско-процессуального кодекса РФ.

Размер государственной пошлины, незначителен и составляет всего лишь 200 рублей (ст. 333. 19 НК РФ).

При аргументированном предоставлении руководителем предприятия доказательств о том, что предписание выдано необоснованно, судья, в соответствии с ч.1 ст. 258 ГПК РФ, может:

  • отменить его полностью;
  • внести изменения, отменив отдельные пункты.

Возможно, ли обжаловать постановление, если выявлены административные правонарушения?

Даже если в ходе проводимых мероприятий контроля руководителя или других ответственных лиц привлекают к административной ответственности, заинтересованные сотрудники вправе обжаловать это постановление в соответствии с ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ.

Так же как и в предыдущих случаях, срок для подачи заявления, чтобы оспорить предписание, ограничен 10 сутками с момента его получения (часть первая ст. 30.3 КоАП РФ).

Если по уважительной причине срок пропущен, он может быть восстановлен при поступлении ходатайства уполномоченным лицом, решающим спор по существу.

При обращении к вышестоящему руководству территориального органа государственной власти или в Федеральную инспекцию труда, доводы, приводимые в доказательство о неправомерных действиях проверяющего инспектора, должны быть рассмотрены в течение 10 дней с момента подачи жалобы, согласно первой части ст. 30.5 КоАП РФ.

В случае обжалования предписания через районный суд, по фактическому месту нахождения территориальной инспекции, обоснованное решение выносится не позже двух месяцев со дня обращения (ч. 1.1 ст. 30.5 КоАП РФ).

Госпошлина при обращении в судебные органы для обжалования в данных ситуациях не взыскивается.

Возможные варианты рассмотрения обращений по вынесенному постановлению

В соответствии с первой частью ст. 30.7 КоАП РФ, изучив все материалы, документы, собранные в ходе надзорных мероприятий, проведенных трудовым инспекторам, доказательства, представленные заинтересованным работодателем, обратившемся с жалобой по вопросу неправомерности выдачи постановления об административном нарушении, руководителем государственного органа контроля или судом, выносится одно из решений:

  • оставляют жалобу без удовлетворения, соответственно и постановление признают правомерным;
  • изменяют формулировку, изложенную в постановлении о виновных действиях должностного лица и меру наказания (сумму штрафных санкций, например, уменьшают);
  • признают постановление вынесенным необоснованно и прекращают производство по делу;
  • возможна отмена постановления и передача материалов на новое рассмотрение по мере подведомственности в зависимости от сложившихся обстоятельств в каждой конкретной ситуации, если в ходе расследования выяснено неправомочное вынесение постановления судьей или органом контроля, трудовым инспектором.

Как и любое решение, так и полученное в результате оспаривания постановления об административной ответственности, можно обжаловать дальше, если одна из сторон несогласная с ним:

  • ответ, полученный от вышестоящего должностного лица, возможно, оспорить в свою очередь в районном суде;
  • решение, вынесенное районным судом оспаривается в вышестоящей судебной инстанции.

Выявив нарушение норм трудового законодательства, при очевидной вине руководителя или другого ответственного должностного лица на предприятии, инспектор, прежде всего, обязан составить протокол об административном правонарушении, в котором фиксируется факт данного деяния или бездействия, повлекшие отклонения от требований законодательных норм.

Сам по себе протокол обжалованию не подлежит.

Лишь вынесенное постановление о мерах административного наказания, применяемых в зависимости от каждой конкретной ситуации, возможно, обжаловать.

Как можно обжаловать действия, или, напротив, бездействие проверяющего инспектора

Работодатель, кроме полученных документов о проведенной проверке может пожаловаться на трудового инспектора, в случаях:

  • когда мероприятия контроля затянулись дольше срока, указанного в письменном распоряжении о предстоящей проверке;
  • если инспектор затребовал документацию, не имеющую непосредственного отношения к целям и задачам, поставленным при проведении надзора;
  • если должностное лицо, уполномоченное провести проверку, требует от работодателя оплату своих услуг за проведенные мероприятия;
  • отказывается исправить ошибки и описки в выданных по итогам проведенного надзора документах.

Заявление с указанными фактами может быть подано:

  • лично, придя на прием к руководителю инспекции;
  • послано по почте заказным письмом с уведомлением;
  • заполнив специальную форму, зайдя в интернете на официальный сайт государственного органа власти конкретного субъекта РФ.

Поданная жалоба регистрируется максимум на следующий день после поступления.

Для рассмотрения ее по существу и принятия решения руководителю законом отводится до 30 дней после того, как заявление регистрируют в установленном порядке, в соответствии с п. 115, п. 116 Приказа № 354н.

Решения, принимаемые при рассмотрении жалобы на трудового инспектора:

  • ее могут удовлетворить, а соответственно устранить допущенные нарушения – исправить ошибки и неточности в документации, вернуть полученные деньги;
  • отказать в удовлетворении.

Ответ обратившемуся работодателю направляют на следующий день максимум после принятия решения в любой желаемой форме: письменно или на указанный электронный адрес.

Если в действиях трудового инспектора, уполномоченного провести проверку, в результате расследования материалов обжалования будут выявлены признаки административных или уголовных преступлений, документы будут направлены для дальнейшего расследования, и принятия соответствующих мер в следственные органы или прокуратуру.

Вместо послесловия

Для возможности защитить свои права в ходе проводимых надзорных мероприятий деятельности предприятия, работодатель должен изучить основные законодательные нормы и сроки, дающиеся на оспаривание неправомерных действий проверяющих и отстаивание своих интересов.