Не всегда работодатель выполняет свои обязательства перед наемными работниками, заключившими с ним трудовой договор.

Несмотря на то, что руководитель должен обеспечить рабочим местом, соответствующим требованиям охраны труда и санитарно-гигиеническим нормам, соответствующей работой и ее оплатой, выполнять все предусмотренные ТК РФ и другими правовыми актами гарантированные интересы своих сотрудников, в реальной жизни далеко не всегда это соблюдается.

Какие органы помогут восстановить права работника, нарушенные руководством

Если руководитель не хочет решить спорную ситуацию мирным путем, например:

  • когда работник, трудоустроившись, отработал полгода и хочет взять положенные дни отдыха в счет очередного отпуска, а начальник не подписывает заявление;
  • не оплачивает дни нетрудоспособности сотруднику, заболевшему во время очередного отпуска, и в прочих ситуациях, нарушая при этом нормы закона,

каждый по желанию добиться справедливости, может обратиться:

  • в территориальную трудовую инспекцию, по месту расположения предприятия, на котором работает;
  • непосредственно в районный суд;
  • органы прокуратуры;
  • коммерческие структуры надзора.

Что нужно для правильного обжалования действий работодателя?

Меньше всего затрат как материальных, так и личного времени займет обращение в трудовую инспекцию, функции которой заключаются в проведении мероприятий надзора в организациях, учреждениях любой формы собственности на подконтрольных территориях.

Для обращения пишут в двух экземплярах заявление, с изложением сути возникшего трудового спора и конкретно нарушенных прав, со ссылками на законодательные нормы.

Текст должен четко передавать, когда и как действия работодателя не соответствовали выполнению ним условий трудового договора.

Для того чтобы жалоба была рассмотрена по существу, необходимо привести аргументированные доказательства своих претензий к руководителю:

  • копии соответствующих документов;
  • показания свидетелей (работающих на этом предприятии).

Собранные документы (соответствующим образом заверенные ксерокопии) подаются вместе с жалобой, перечислив их в приложении списком.

Поставив дату, когда подается жалоба, не забудьте расписаться, расшифровав подпись – инициалы имени, отчества, фамилия полностью.

Подавая документы, при вас они должны быть зарегистрированы.

Один экземпляр с входящим регистрационным номером, датой получения и подписью ответственного лица, с расшифровкой должности и личных данных, вы забираете себе.

Документы должны быть изучены, приняты соответствующие меры в течение 30 дней с момента подачи жалобы.

При необходимости провести дополнительные мероприятия контроля, истребовать ведомственные документы, дождаться результатов экспертизы, срок этот может быть продлен еще не более чем на один месяц.

По истечении 30 дней обратившемуся с жалобой работнику должен быть дан ответ о принятых мерах, либо послано уведомление о продлении сроков расследования.

В случае обнаружения нарушений со стороны работодателя, относящихся по признакам к уголовным, материалы расследования передают в органы прокуратуры.

Если нет времени отнести жалобу лично в территориальную инспекцию труда, документы можно отправить письмом по почте.

Следует сделать опись вложенных кроме жалобы документальных материалов и оформить пересылку заказным ценным письмом с уведомлением о получении адресатом.

Квитанцию уведомления нужно сохранить в качестве доказательства, если придется далее обращаться в судебную инстанцию.

Правила составления жалобы в трудовую инспекцию

Утвержденных унифицированных форм для составления жалоб не существует.

При написании следует руководствоваться основными требованиями к деловой переписке.

1. В верхнем углу листа (справа) заполняют «шапку»:

  • наименование территориальной трудовой инспекции;
  • от кого: занимаемая должность и полное название предприятия, где трудоустроен заявитель (или в случае обращения по поводу незаконного увольнения – где работал);
  • адрес фактического проживания (по желанию номер контактного телефона и электронный адрес).

2. В текстовой части указывают, с какого периода заявитель состоит в трудовых отношениях с работодателем и занимаемую должность (профессию), структурное подразделение (отдел, цех, участок работы).

Конкретно когда были нарушены права действиями работодателя.

Например:

  • за период с «01» апреля по «30» апреля 2017 года не выплачена заработная плата.

Сделать ссылку на нормы ТК РФ или прочих федеральных законов и правовых актов, предусматривающих обязательства работодателя обеспечить трудящихся гарантированными законом правами.

3. Как резюме к вышеперечисленным аргументированным фактам добавляют просьбу:

  • устранить нарушения;
  • обязать руководителя выполнить обязательства, согласно условиям трудового договора;
  • привлечь к административной ответственности виновных должностных лиц.

4. К подаваемой жалобе обязательно должны быть приложены:

  • ксерокопия документа, удостоверяющего личность заявителя (обычно паспорта);
  • ксерокопию трудового договора.

Дополнительно можно добавить любую документацию, позволяющую объективно оценить нарушенные права работника:

  • выписки из приказов или их копии;
  • копии локальных правовых актов в сфере трудовых отношений, действующих в организации, и прочие.

Поводом обжаловать действия руководителя могут послужить любые нарушения в сфере трудовых отношений.

Если в обращении указаны достоверные сведения о заявителе, инспекцией будет проведена внеплановая целевая проверка деятельности организации.

Анонимные жалобы расследованию не подлежат.

При желании сотрудника, написавшего жалобу, должна быть соблюдена конфиденциальность сведений о заявителе, и проверка проведена не по конкретному работнику, а как выполняются нормы закона в отношении всего трудового коллектива.

По аналогии подаются жалобы в органы прокуратуры и суд.

Стоит учесть, решая трудовой спор через судебную инстанцию анонимности, не получится вовсе, поскольку разбирательство затронутых вопросов происходит в судебном заседании при участии заинтересованного лица и представителя работодателя.