Во многом развитие общества зависит от уровня знаний, которые получает подрастающее поколение, начиная с дошкольных учреждений, где детям прививаются нормы общения с людьми, правила этикета и поведения, заканчивая уровнем знаний в общеобразовательных, профессиональных и высших учебных заведениях.

Умение донести до сознания новых сведений, применяемые методики и показатели освоения воспитанниками и учащимися образовательных программ, динамика их достижений в дальнейшем, учитывая результаты участия в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах международного уровня говорит о степени мастерства педагогов, приложивших усилия научить своих воспитанников, уровне их профессионализма.

В соответствии с правовыми документами в сфере образования и науки, педагоги, по собственному желанию могли обратиться с заявлением о прохождении аттестации.

Подтверждения квалифицированной категории давало возможность увеличить доходы (поскольку, чем выше категория, тем больше размер тарифной ставки и оклада).

Вторая категория присваивалась – при проведении аттестации комиссией ДОУ, первую категорию могли получить, пройдя городскую аттестационную комиссию, высшую – на уровне области.

С введением в действие нового ФЗ № 273 от 29 декабря 2012 года, действующего сегодня с последними изменениями, внесенными 29 июля 2017 года, произошел ряд перемен в аттестации педагогов, сохранив при этом два вида:

  • для подтверждения занимаемой должности;
  • с целью установления квалификационной категории (первая часть ст. 49 ФЗ «Об образовании»).

В соответствии с новым законом, педагогические работники, вне зависимости от имеющегося опыта работы, отработанных беспрерывных лет преподавателями, либо воспитателями, с целью подтверждения соответствия занимаемым должностям, обязаны пройти освидетельствование аттестационной комиссией через каждые пять лет, доказав, что не потеряли навыки или напротив улучшены показатели и достойны более высокой оценки их труда.

Что представляет собой аттестация и процесс ее проведения

Основная задача проводимых аттестаций – установить соответствие педагогов занимаемым должностям:

  • присвоив соответствующую категорию в случае ее успешного прохождения;
  • переподготовка специалистов, отправляя их на курсы повышения для достижения достаточного уровня знаний, чтобы продолжить работу по своей специальности;
  • либо прекращение с ними трудовых отношений и увольнение в соответствии с третьим пунктом первой части ст. 81 ТК РФ.

Цель проводимых мероприятий оценки профессиональной подготовленности кадров, воспитывающих подрастающее поколение и дающих багаж знаний, от которого во многом зависит, как сложится судьба молодых людей, вступивших во взрослую жизнь:

  1. стимулировать желание педагогических работников к повышению уровня профессионализма, внедрению новых методов воспитания и образования;
  2. сделать выводы об актуальности повышения квалификации педагогического персонала учебных и воспитательных учреждений;
  3. добиться повышения качества профессиональной деятельности преподавательского состава учебных заведений и воспитателей дошкольных учреждений;
  4. выявить потенциальные возможности педагогов;
  5. обеспечить обоснование дифференцированных размеров заработной платы педагогов, устанавливаемых в зависимости от квалификационной категории и объема выполняемых работ.

Какие новшества введены в положение об аттестации и саму процедуру ее проведения?

Во-первых, вторая квалификационная категория отменена вовсе.

Во-вторых, оценку работы педагогов обязательно должна давать аттестационная комиссия соответствующего субъекта Российской федерации.

В-третьих, в случае несвоевременного прохождения переаттестации, полученная ранее педагогом категория аннулируется.

При этом:

  • имевший первую категорию педагог должен пройти аттестацию для повторного присвоения первой категории, либо вовсе в общем порядке быть аттестованным, чтобы потвердеть соответствие занимаемой должности для возможности дальше продолжать трудовую деятельность;
  • если работник высшей категории вовремя не подтвердит свою классность, он вынужден будет пройти вначале аттестацию по присвоению первой категории и лишь через два года минимум имеет право претендовать быть аттестованным на высшую категорию.

Еще одним нюансом нововведений является тот факт, что если до 2011 года при аттестации специалиста, посвятившего себя 20 и более лет педагогической работе, присваивалась «пожизненная» категория, с введением нового закона эти привилегии отменены, и такие работники на общих основаниях должны проходить аттестацию через каждые пять лет.

Приказом № 276 Министерства образования и науки РФ от 07 апреля 2014 года был утвержден новый порядок проведения аттестации для работников, занятых педагогической и общеобразовательной деятельностью.

  • В соответствии с положениями второго раздела вышеупомянутого Приказа,

для подтверждения соответствия занимаемой должности работником проводится оценка его профессиональной деятельности комиссией, сформированной самой организацией на основании письменного распоряжения работодателя.

Аттестация проводится согласно представлению руководителя, включающего сведения о сотрудниках, работе которых предстоит дать оценку с профессиональной точки зрения, с каким должен быть под роспись ознакомлен заинтересованный работник не менее чем за 30 дней до даты проведения аттестации.

В случае неявки работника на заседание комиссии вопрос о его соответствии занимаемой должности рассматривается без него, если не предоставлены заранее документы, подтверждающие уважительную причину отсутствия.

Подсчетом голосов открытого голосования выносится решение о соответствии или несоответствии работника занимаемой должности, что должно быть отражено в протоколе заседания, подписанного всеми членами комиссии.

Исключением являются:

  • вновь принятые на работу педагоги;
  • беременные сотрудницы;
  • преподаватели, находящиеся в декретном отпуске по беременности и родам, либо в отпуске по уходу за ребенком.

Оценку их соответствия занимаемой должности можно проводить лишь через два года после возвращения к трудовой деятельности.

Лица, отсутствующие на работе в связи с заболеванием дольше четырех месяцев, могут быть аттестованы спустя год после выздоровления.

  • Согласно третьему разделу Порядка проведения аттестации, для установления квалификационной категории работнику по его личному заявлению, оценить степень его профессионального подхода к выполнению своих обязанностей может комиссия, сформированная:
    • федеральными органами власти, в подчинении которых находится данное образовательное заведение;
    • уполномоченными органами государственной власти субъекта РФ, если организация, где работает педагог, находится в ведении субъекта Рф, либо является муниципальным, частным учреждением.

В отличие от проведения оценки профессиональной пригодности и соответствия занимаемой должности, заявление с указанием категории и должности, по которым педагог хочет пройти аттестацию можно подавать вне зависимости от стажа работы, в том числе и находящимся в декретном отпуске или по уходу за ребенком до трехлетнего возраста.

Для получения высшей категории обратиться можно не раньше, чем через два года после того, как педагогу будет присвоена первая категория.

По результатам аттестации выносится решение установить или отказать в установлении первой (высшей) категории, которое также заносится в протокол.

Стоит обратить внимание, что квалификационная категория при переходе работать в другую организацию или другой субъект РФ, даже если не закончен срок ее действия (5 лет) теряет свою силу и должна быть подтверждена заново.

Что входит в пакет необходимых документов для очередной аттестации?

В зависимости от того, является эта аттестация соответствия занимаемой должности, или работник, получивший первую (высшую) категорию хочет далее подтвердить, что он не потерял, а стремился к усовершенствованию своих навыков в работе и добился повышения эффективности своего труда, для проведения аттестации подается:

  • в первом случае – представление на конкретного педагога, составленное руководителем, заполненное по установленной форме с указанием личных данных аттестуемого, информации о прохождении курсов повышения квалификации и сведений о результатах предыдущей аттестации;
  • во втором случае – заявление от заинтересованного в подтверждении или получении высшей категории лица, с приложением:
    • ксерокопии аттестационного листа последней оценки его навыков;
    • бланка нового аттестационного листа, заполненного согласно требованиям;
    • документального подтверждения своих профессиональных достижений.