Конфликтные ситуации, возникающие между работодателем и наемным работником в сфере трудовой деятельности, могут быть решены без судебного вмешательства, если обратиться в комиссию по трудовым спорам, создаваемую на предприятии.

Согласно ст. 384 ТК РФ:

  1. комиссия создается в течение 10 дней после поступления предложения;
  2. количество представителей работодателя и рабочих одинаково;
  3. от руководства членов комиссии назначает работодатель;
  4. представители рабочих выбираются на общем собрании коллектива;
  5. из членов комиссии выбираются – председатель, его заместитель и секретарь.

Обязательно должна быть печать, которой заверяются решения, принятые КТС.

Рассмотрение индивидуальных жалоб от сотрудников

В течение трех месяцев после того, как человек узнал о том, что руководством предприятия нарушаются его права, действия начальства не соответствует нормам трудового законодательства, он имеет право обратиться в КТС для решения проблемы, если не сможет прийти к договоренности восстановить гарантированные законом нормы с работодателем.

Решением членов комиссии (голосованием и подсчетом большинства голосов) этот срок может быть восстановлен, в случае наличия подтверждений, что имелись значимые причины, почему сотрудник не обратился своевременно, например, он находился на длительном стационарном лечении.

Заявление в форме жалобы в трудовую комиссию пишут на конкретные действия должностного лица, нарушившего трудовые права, ущемляя интересы работника.

Как пишут заявление в комиссию?

В законодательных актах нет унифицированных форм составления жалоб, в том числе и для обращения в КТС.

Поэтому, пишут ее в произвольной форме, соблюдая основные требования к деловой переписке разборчивым почерком, или печатают современными методами, желательно без орфографических ошибок, не допуская личных оскорблений и нецензурной лексики.

В верхнем правом углу оформляют «шапку» жалобы:

  1. указывают, кому адресовано заявление – в данном случае это комиссия по трудовым спорам, добавляя полное наименование организации;
  2. строчкой ниже пишут от кого обращение – свои личные паспортные данные, занимаемую должность, структурное подразделение, в каком работает сотрудник;
  3. посередине новой строки обозначают название – заявление (жалоба);
  4. в текстовой части по существу, без эмоций и лирических отступлений, уходя в историю конфликта с начальством, излагают факт нарушения руководителем норм трудового законодательства, желательно со ссылками на конкретные статьи ТК РФ или других правовых актов в сфере труда;
  5. как резюме необходимо выразить свои пожелания от рассмотрения обращения;
  6. подписывает жалобу лично заявитель, указав дату обращения в КТС.

К заявлению можно приложить документы, подтверждающие, что человек действительно состоит в трудовых отношениях с данным работодателем и по возможности факта нарушенных трудовых прав.

Не согласные с решением КТС работники, в десятидневный срок (после получения) могут обратиться в суд.

Еще один нюанс.

В случае игнорирования рассмотрения жалобы, в соответствии с нормами ст. 390 ТК РФ, работник также имеет право выйти с иском в суд.

Поэтому, подавая жалобу, нужно готовить два экземпляра, оставляя один из них себе с входящим регистрационным номером и датой получения комиссией.

Также стоит учесть, что далеко не все вопросы правомочны решить КТС, например, споры о начислениях и выплатах или восстановлении на работе – не во власти комиссии.