Начиная с 2002 года, с введением закона № 173 – ФЗ, несмотря на то, что речь в нем шла о назначении трудовых пенсий в РФ, понятие трудового стажа и соответственно – трудовой пенсии было упразднено.

Акцент был сделан на то, что для получения права на оформление пенсии необходимо наличие страхового стажа, предусматривающего время работы человека, когда он выплачивает страховые взносы в ПФ России.

Практически это тот же трудовой стаж, когда предприятия делает соответствующие отчисления из заработной платы работника (в случае официального трудоустройства).

Но, что делать, если собственник, уходя от налогов, не собирается заключать трудовой договор с наемным работником, и соответственно никаких приказов о приеме на работу и записей в трудовой книжке у человека нет, несмотря на то, что фактически он работает.

В таких случаях человек самостоятельно может уплачивать страховые взносы ежемесячно в ПФ РФ и этот период времени при наступлении возраста, дающего право на оформление пенсии, будет зачтен как страховой стаж.

С января 2015 года в силу вступил новый ФЗ № 400, уже не упоминая трудовые пенсии, а останавливаясь конкретно на основных правилах назначения страховых пенсий.

Согласно этому закону право на пенсию по возрасту имеют мужчины, достигшие 60 лет и женщины 55 лет.

Если ранее пенсия по старости назначалась при наличии трудового стажа соответственно 25 лет (для мужчин) и 20 лет (для женщин), то с 2015 года количество лет страхового стажа, минимально необходимого для оформления пенсионных выплат для мужчин и женщин одинаково.

Согласно Приложению № 3 к ФЗ № 400, минимальный страховой стаж меняется с 2015 года до 2024 года с 6 лет до 15 лет.

Так в 2016 году он составлял 7 лет, в 2017 году нужно, чтобы у претендента на пенсию было не менее 8 лет страхового стажа.

Причем если стажа не хватает на момент достижения возраста, в котором человек имеет право на пенсию, он может рассчитывать на социальную выплату только по достижению: 65 лет для мужчин, 60 лет для женщин (это время предусматривается для возможности доработать необходимый период страхового стажа).

Людям, отработавшим в условиях Крайнего Севера не менее 15 лет, дается право на досрочный выход на пенсию: для мужчин – возрасте 55 лет, для женщин – 50 лет, в случае если они отработали 20 лет в районах, приравненных по климатическим условиям к Северу, получают также право на досрочную пенсию по возрасту.

Особенности пенсионных преобразований

Согласно закону, принятому в 1956 году в бывшем СССР (правопреемником которого стала Россия) пенсии выплачивались советским гражданам по старости при достижении мужчинами 60 лет (из них 25 лет должно было быть рабочего стажа), женщинам с 55 лет (при наличии 20 лет трудового опыта).

За непрерывную работу, при наличии нетрудоспособных членов семьи, пенсионеры получали денежную надбавку.

Людям, получившим звание Героя Советского Союза, назначалась персональная пенсия, значительно выше по размеру, чем рядовым гражданам.

Распад Союза Советских Социалистических Республик в 90-е годы прошлого столетия привел к значительному спаду экономики, роста безработицы, что повлияло на снижение рождаемости детей.

Пенсионная система оказалась на грани катастрофы, на фоне резкого скачка вниз уровня жизни населения.

С 2002 года Россия подошла к необходимости перехода на новую модель пенсионного обеспечения, носящую солидарно – накопительный характер для получения возможности выхода из сложившейся кризисной ситуации.

Все эти новшества предполагали заинтересовать население в официальном трудоустройстве, чтобы заработать необходимый страховой стаж и доведения размера пенсионных выплат до достойного уровня, поскольку сегодня получаемые пенсии, несмотря на индексации оставляют желать лучшего и не соответствует нормальному уровню материального благополучия людей, проработавших порой всю трудоспособную жизнь на благо Родины.

Много разговоров ведется в последнее время о повышении пенсионного возраста.

Сторонники увеличения пенсионного возраста считают, что это поможет поднять уровень экономики страны в связи с уменьшением расходов на выплату пенсий.

Они ссылаются на тот факт, что многие люди, достигшие возраста, когда имеют право выйти на заслуженный отдых, продолжают работать.

Вряд ли выступающие за такие изменения пробовали прожить хотя бы месяц на сумму, эквивалентную пенсии, получаемую основной массой пенсионеров, и плохо понимают, что люди продолжают трудиться, поскольку нормально существовать на выплаты ПФ, просто невозможно, если нет дополнительных доходов или не помогают дети, которым порой самим нужна помощь родителей.

В 2015 году стартовала новая пенсионная реформа.

Суть ее в повышении заинтересованности граждан получения как можно большего количества лет страхового стажа, что значительно позволит увеличить размер пенсионных выплат поколению, начавшему свою трудовую деятельность в 2015 году.

Страховые пенсии:

  • по возрасту;
  • по потере кормильца;
  • в случае получения инвалидности (не связанной с производственными случаями или профессиональным заболеванием),

с учетом измененных формул их исчисление помогут поднять уровень жизни пенсионеров, повысить эффективность функционирования новой пенсионной системы.

Кроме того, каждый может побеспокоиться о своей обеспеченной старости самостоятельно, вкладывая деньги в накопительную систему.

Какие периоды войдут в стаж, необходимый для назначения пенсионных выплат

Начавшаяся в 2002 году пенсионная реформа убрала понятие трудового стажа, введя вместо него страховой стаж, необходимый для получения права на пенсионные выплаты.

Вместе с введением нового термина, потеряло значение непрерывного стажа работы, поскольку периоды, когда производились страховые выплаты ПФ РФ, берутся суммарно.

Также, ранее учитывающиеся годы получения профессионального или высшего образования не вошли в перечень периодов, которые можно считать трудовыми, поскольку главным условием для возможности учесть страховой стаж является именно уплата страховых взносов.

Таким образом, прежде всего в страховой стаж войдет время, когда человек работает, заключив трудовое соглашение (при официальном трудоустройстве) и согласно закону «Об обязательном пенсионном страховании» из заработной платы идут необходимые отчисления.

Кроме того, при самостоятельной уплате страховых взносов в Пенсионный фонд, каждый может обеспечить себе дополнительные годы страхового стажа.

Помимо этого, согласно ст. 12 ФЗ № 400, с 2015 года, к учету берутся периоды, когда человек по объективным причинам, складывающимся в определенных жизненных ситуациях, не может работать, но с оговоркой, что до наступления этих случаев он платил страховые взносы или сразу после их окончания.

Для стажа, необходимого назначить пенсию, принимают во внимание:

  1. прохождение военной службы, в органах МВД, противопожарных подразделениях, исправительных учреждениях, органах, контролирующих оборот наркотиков и психотропных веществ;
  2. периоды болезни или нахождения на лечении в связи с травмами, когда выплачивались пособия по временной нетрудоспособности;
  3. для женщин, дородовой и послеродовой отпуск, оплачиваемый согласно листку нетрудоспособности, выданному медицинским учреждением, где она должна была стать на учет для наблюдения за протеканием беременности;
  4. матери или отцу ребенка, если они оформили отпуск по уходу за ним до достижения 1, 5 годовалого возраста. Стоит обратить внимание, что ТК РФ дает право оформить отпуск и другим родственникам, а стаж зачтется только родителям, скорее всего, законодатель предполагает, что в случае ухода бабушкой или дедушкой – у них к этому моменту должно быть достаточно стажа;
  5. время, когда человек, получает пособие по безработице, привлекается к общественным работам, оплачиваемым центром занятости, или переезжает по программе переселения для дальнейшего трудоустройства;
  6. периоды ухода за недееспособным инвалидом первой группы, пожилым родственником старше 80 лет или ребенком, признанным инвалидом;
  7. в случае незаконного и необоснованного отстранения от занимаемой должности, взятия под арест или отбывшего наказание, впоследствии реабилитированного, восстановленного в правах, это время будет также учтено в трудовой стаж;
  8. до пяти лет жене, находящейся с мужем военнослужащим (по месту дислокации воинской части) в местности, где отсутствует возможность трудоустроиться;
  9. также до пяти лет супругу, направленного за границу сотрудника для работы в представительстве или консульстве РФ.