Как известно, до 1992 года существовал СССР, однако после распада бывшие Советские республики стали носить название «Ближнее зарубежье». В связи с этим у многих возникает вопрос, как учитывается работа в этих странах при назначении пенсии, ведь и до сих пор многие люди предпенсионного возраста продолжают там трудовую деятельность.

Чтобы детально разобраться в вопросе, необходимо знать, какие страны входят в Ближнее зарубежье:

  • Литва, Латвия, Эстония;
  • Азербайджан, Украина, Беларусь;
  • Казахстан, Грузия;
  • Армения, Молдова;
  • Узбекистан, Туркменистан;
  • Таджикистан, Кыргызстан.

До распада Советского Союза никто не предавал значения тому, как будет рассчитываться пенсия, если пенсионер не трудится на территории России, однако после образования Российской Федерации как государства-продолжателя СССР для многих этот вопрос стал более чем актуальным.

Сейчас по закону назначение пенсии осуществляется только гражданам, которые на протяжении трудовой деятельности осуществляли страховые выплаты в ПФР и работающим на территории РФ, однако есть и исключения:

  • Если возможность трудоустройства российских граждан за границей предусмотрена международным договором;
  • Если за время работы за границей за гражданина производились пенсионные взносы в ПФР: эти периоды будут включены в страховой стаж.

Таким образом, главным условием для назначения пенсии является наличие страховых перечислений, которые работодатели ежемесячно делают за своих сотрудников. Также трудовые пенсии начисляются при соответствии следующим критериям:

  • Выслуга лет (характерно для военных и государственных гражданских служащих);
  • По инвалидности, если она была получена в результате трудовой деятельности;
  • По старости: для мужчин – 60, для женщин – 55 лет.

Чаще всего споры вызывают ситуации, когда гражданин несколько лет отработал в Ближнем зарубежье, и после распада СССР продолжил там свою трудовую деятельность. При достижении пенсионного возраста или иных обстоятельств ему должна быть назначена пенсия, если это предусмотрено Международным договором.

Какие Международные договоры актуальны на 2017 год:

  • Соглашение о гарантиях пенсионного обеспечения, заключенное в 1992 году между Россией, Арменией, Казахстаном, Белоруссией, Украиной, Туркменией, Узбекистаном, Киргизией.
  • Соглашения с Грузией и Молдовой, подписанные в 1995 году;
  • Соглашение с Литвой.

До 2007 года не было соглашений между РФ и некоторыми другими странами Ближнего зарубежья. Например, договор с Эстонией был ратифицирован в 2007 году, а в 2011 – с Латвией.

Какие международные соглашения в сфере пенсионного обеспечения действуют в 2017 году: подробности

На данный момент в России действуют 15 Международных соглашений, заключенных с 19 странами, и все они основаны на принципе территориальности. Также до сих пор актуальны договоры, оформленные еще в период существования СССР:

  • О соцобеспечении, оформленный в 1960 году между СССР и румынской Народной Республикой;
  • Договор от 1981 года, заключенный с Монголией;
  • Соглашение по вопросам пенсий граждан, выехавших на ПМЖ в Республику Словакия;
  • Соглашение между СССР и Чехословацкой, составленное в 1959 году.

Если гражданин, претендующий на получение пенсии, проживает на территории страны бывшего СССР, то все вопросы регулируются следующими соглашениями:

  • О гарантиях прав граждан государств-участников СНГ, оформленное между Россией и Беларусью, Арменией, Казахстаном, Кыргызстаном, Украиной, Таджикистаном, Туркменистаном.
  • Договором между Молдовой и РФ от 1995 года.
  • Соглашением между РФ и Грузией от 1997 года.
  • Договором между Правительствами Литовской Республики и РФ.

Согласно нормам вышеперечисленных соглашений, обязанность по обеспечению граждан пенсиями возлагается на страны, на территории которых они проживают на момент достижения соответствующего возраста. При процедуре назначения пособия по старости должен учитываться стаж работы в другом государстве, подписавшем Международный договор.

Если гражданин уже во время получения пенсии переезжает на постоянное место жительства в страну, с которой у РФ заключен договор, пенсия может и дальше перечисляться по прежнему адресу проживания, если соответствующий вид выплат не предусмотрен другим государством или лицо не соответствует законодательным критериям. Например, в некоторых государствах пенсионный возраст выше, чем в России, и тогда гражданин будет получать пособие только при достижении определенного количества лет. Исключением является Монголия, Словакия, Румыния и Венгрия: при переезде в эти страны пенсия по прежнему адресу проживания начисляться не будет.

Помимо вышеперечисленных соглашений, у РФ есть и другие Международные договоры о социальном обеспечении граждан, заключенные с государствами, не входившими в состав бывшего СССР:

  • С Испанией, оформленный в 1994 году. Он основан на принципе пропорциональности;
  • С Белоруссией. Построен на принципах территориальности и пропорциональности: учитывается не только страна, в которой будут производиться выплаты, но и равномерное распределение пенсионных средств;

Согласно договору с Беларусью, оформление пенсий может производиться любым из следующих образов:

  • Стаж, полученный до 13 марта 1992 года, учитывается страной проживания. Периоды работы после указанной даты берутся в расчет уже договаривающейся стороной;
  • Гражданин может ходатайствовать о применении законодательных норм договаривающейся страны, при этом решение обжалованию не подлежит;
  • Если после переезда в другую страну гражданин утрачивает право на пенсию на ее территории, страна, где он проживал ранее, продолжает выплачивать пособие по прежнему месту жительства;
  • При переезде из одной страны в другую и наличии стажа 25 лет (мужчины) и 20 лет (женщины) выплату пенсий может далее производить сторона, где они были изначально назначены. Нормы договора в данном случае применены не будут, а обжалование решения не представляется возможным.

Работа на территории бывших республик СССР (Эстония, Латвия, Азербайджан), не заключивших соглашений по пенсионному обеспечению

Ранее существовало понятие «трудовой стаж», которое несколько лет назад было изменено на «страховой стаж». При исчислении последнего учитываются только периоды, в которые были произведены страховые начисления. В данном случае стаж работы до 31 января 1991 года входит в общий трудовой, а после указанной даты – в страховой стажи, если в ПФР были произведены страховые взносы.

В 2007 году был утвержден договор с Эстонией, в соответствии с которым граждане, находящиеся на территории РФ и оформляющие пенсию, должны предоставить справку для подтверждения и учета «эстонского» стажа работы. Все периоды трудовой деятельности после 1999 года в Эстонии также отражаются в данном документе, если в это время осуществлялись пенсионные перечисления работодателем.

Ратификация договора с Латвией была осуществлена позднее, в 2011 году. Согласно данному документу, при назначении пенсии учитывается выработанный стаж на территории одной из сторон, при этом будут использоваться законодательные нормы этой же страны.

Перед обращением в Пенсионный фонд для оформления пенсии гражданам, работавшим в странах Ближнего Зарубежья, необходимо собрать такой пакет документов:

  • Паспорт. В нем должна быть отметка о регистрации на территории России, при этом регистрационный учет в другом государстве нужно отменить;
  • Паспорт гражданина СССР с отметкой о регистрации по месту фактического проживания до 6 февраля 1992 года;
  • Лицам без гражданства или иностранным гражданам – вид на жительство.

Если хотя бы одно из вышеуказанных условий не будет соблюдено, Пенсионный фонд или иной орган имеют право отказать в учете стажа работы за границей. Исключением является паспорт гражданина СССР: необходимость его предоставления зависит от возраста обратившегося гражданина.

Таким образом, возможность и нюансы оформления пенсии на территории РФ или странах Ближнего Зарубежья зависит от условий Международных договоров, заключенных между государствами. Если такого документа нет, и гражданин не является гражданином РФ, будут применяться нормы законодательства той страны, на территории которой гражданин планирует получение пособия по старости.