В 21 веке невозможно представить практически ни одно предприятие, не использующее труд наемных водителей, начиная с лиц, управляющих персональными автомобилями руководства организации, транспорта для доставки рабочих, и специфика работы которых связана с осуществлением пассажирских или грузовых перевозок.

На работу водителем могут быть приняты люди:

  • прошедшие специальное обучение вождению с указанием соответствующей категории и правилам безопасности дорожного движения, подтверждением чего является наличие водительского удостоверения (прав);
  • имеющие заключения медиков, включая освидетельствование у психиатра о том, что человек адекватен, здоров и может работать водителем, поскольку выполнение обязанностей вождения автотранспортом относят к сфере деятельности повышенной опасности для самого работника и окружающих людей.

В связи с высокой ответственностью, которую берут на себя водители за жизнь перевозимых людей, грузов, а также прочих участников движения и пешеходов, им запрещено подрабатывать по совместительству, даже в другой должности или профессии, не связанной с управлением автотранспорта.

Свободное время должно быть использовано по назначению – для полноценного отдыха перед новым рабочим днем (сменой).

Работа водителя имеет свои особенности в установлении времени для выполнения функциональных обязанностей и времени предоставляемого отдыха как для приема пищи в течение смены, так и отдыха межу сменами, обязательных еженедельных выходных.

Как разрабатывается рабочий график водителя?

Приказом Министерства транспорта России № 15 от 20 августа 2004 гола (с внесенными в него изменениями, действующего в редакции от 05 июня 2017года), было введено Положение, акцентирующее внимание на основных особенностях режима работы и необходимого времени для отдыха водителей.

Рабочий график утверждают собственники предприятия или уполномоченные руководители на каждый календарный месяц, согласовав предварительно с представителями профсоюза работников организации.

Учет времени работы ведут ежедневно или суммировано.

В графике работы водителей, выполняющих регулярные перевозки, как в черте города, так и за его пределы, нужно указать:

  • во сколько начинается и заканчивается рабочее время (смена);
  • период времени для возможности отдохнуть и принять пищу;
  • дни, когда работнику дается право использовать выходной (например, это могут быть фиксированные постоянные дни, либо возможен скользящий график, когда выходной может приходиться на любой календарный день недели).

Для водителей, осуществляющих рейсы между городами, порой расположенными даже в разных регионах, в силу отдаленности пунктов назначения не позволяющих в установленную продолжительность рабочей смены вернуться назад к месту расположения предприятия работодателя, должны быть установлены задания, учитывающие время на движение и стоянку автотранспортного средства.

Сколько времени может длиться рабочая смена?

Особенности специфики выполнения обязанностей людьми, занятыми перевозками грузов и пассажиров не должны ухудшать их правовые положения, установленные трудовым законодательством.

Общая продолжительность работы не должна превышать 40 часов в неделю:

  • продолжительность смены до 8 часов в день, если пятидневный график работы предприятия;
  • до 7 часов в смену – при шестидневке.

В том случае, когда условия, связанные со спецификой работы предприятия (организации) не позволяют соблюсти установленные нормы, когда водитель должен выполнять поручения, устанавливают учет времени работы суммировано (с месячным учетным периодом).

При необходимости этот период, если нет возражений представительного органа трудящихся, можно увеличить до квартала.

В отдельных ситуациях, когда работа водителя связана с массовым периодом отпусков в курортных зонах, этот учетный период берется сроком полгода.

При суммированном учете рабочего времени, принятого по согласованию с профсоюзом, продолжительность рабочей смены не может быть дольше 10 часов.

К исключениям относят:

  1. водителей дальних рейсов между городами – продолжительность разрешено увеличить до 12 часов;
  2. людей, работающих:
    1. в экстренных службах, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населения (аварийных служб коммунальных хозяйств, почтовой, телефонной связи);
    2. в организациях оказания скорой медицинской помощи;
    3. персональных водителей,

и прочие категории, предусмотренные п. 12 Положения, в том случае, когда управление автомобилем в течение дня в общей сложности менее 9 часов.

Что включено в ежедневное рабочее время?

Рабочим временем водителя считают:

  • количество часов, когда он непосредственно управляет автотранспортным средством;
  • периоды, для отдыха в пути или пункте назначения по прибытию;
  • подготовку машины и документации к выезду и заключительные работы с транспортом по возвращению (например, поставить машину в специально отведенный бокс);
  • время, потраченное на освидетельствование медиками перед выездом на линию и после трудового дня, а также, сколько времени ему приходится добираться до места проведения осмотра и назад;
  • ожидание пока в машину погрузят товар или разгрузят перевозимый груз или совершат посадку и высадку пассажиры;
  • простой, не зависящий от воли водителя;
  • ремонтные работы в пути, если устранение неисправностей не требует разборки механизмов (например, смена колеса);
  • случаи охраны груза во время остановок в пути следования и по прибытию;
  • ожидание очереди управления машиной при направлении в рейс двух водителей;
  • другие ситуации, предусмотренные законом.

Особенности учета работы суммировано

В случае необходимости установки суммированного учета рабочего времени, работодателю следует помнить, что управлять транспортным средством в течение смены человек не должен более 10 часов, поскольку наступает переутомление организма от перенапряжения и теряется бдительность, что чревато дорожно-транспортными происшествиями, порой с летальным исходом, как для самого водителя, так и третьих лиц.

Кроме того, при суммированном учете рабочая смена может быть увеличена на 2 часа (до 10 часов в общем итоге) не чаще, чем дважды в неделю.

Продолжительность отработанного времени подряд в течение двух недель не должна превышать 90 часов.

Деление на части рабочей смены водителей, выполняющих перевозку пассажиров на автобусах

Рабочий день (смена) водителя автобусных рейсов, как по городу, так и пригородных маршрутов по согласованию может быть поделен на две части, между которыми максимум через 5 часов работы устанавливается время для возможности отдохнуть.

Промежуточные перерывы для отдыха в пути, если рабочий день разделен на две части, вторая из которых наступает спустя более 4 ч, должен быть минимум четверть часа, максимум через каждые два часа управления автобусом.

Перерыв, разделяющий рабочий день на две части может быть использован водителем по своему усмотрению, поскольку в рабочее время не входит.

Когда водителям устанавливается ненормированное время работы?

Специфика работы отдельных категорий водителей требует выполнения их трудовых обязанностей порой не только в течение установленной графиком рабочей смены.

Например, персональные водители руководителей могут быть вызваны в любое время суток, если случится чрезвычайное происшествие и начальнику нужно прибыть на место для возможности оценить сложившуюся обстановку, или в выходной день руководителя требуется отвезти в командировку.

Невозможно ограничить нормами рабочий день водителя работающего в составе групп геологоразведочных экспедиций в полевых условиях.

В таких случаях можно установить локальными документами ненормированный рабочий день для этих людей, утвердив список лиц с обозначением профессии или должности по согласованию с профсоюзом.

Заметим, что водителей такси приравнивать к данным категориям не следует.

Выходные дни, несмотря на переработки рабочего времени людям с ненормированным рабочим временем предоставляются на общих основаниях.

Законом предусмотрена возможность использования дополнительных дней оплачиваемого отпуска за ненормированное рабочее время, количество дней которых должно быть оговорено в локальной документации (коллективном договоре, трудовом договоре и прочих).

Ограничение времени беспрерывного управления автотранспортом

Физические способности людей позволяют непрерывно находиться в состоянии напряжения от концентрации внимания за дорогой до четырех часов, после чего требуется отдых, и последующее управление автотранспортом при дальних поездках должно сопровождаться краткосрочными специальными перерывами до 15 минут, что учтено в п. 19 Положения.

Совмещение специального перерыва с «обеденным»

Время, отведенное для специальных перерывов в пути, должно быть оговорено в маршрутном листе водителя, где указана цель поездки.

В том случае, когда специальный перерыв, необходимый для восстановления сил совпадает с перерывом для приема пищи («обеденным» перерывом), дополнительные 15 минут не даются.

Режим предоставляемого отдыха от вождения

Несмотря на все нюансы, связанные с выполнением обязанностей управления автотранспортом и возможность введения специальных перерывов в течение рабочего дня, гарантированные нормами ТК РФ права на отдых водителя не могут быть ущемлены.

1. Нельзя привлекать к вождению транспорта сотрудника две смены подряд, не давая перерыва для сна и отдыха.

2. В течение рабочей смены нужно дать время для возможности восстановления сил и утоления чувства голода.

3. Еженедельно должен быть предоставлен выходной в течение минимум одно дня (при шестидневном графике допустимо).

4. После полугода непрерывной работы в организации водитель имеет право использовать ежегодный оплачиваемый отпуск, общая продолжительность которого составляет минимум 28 календарных дней.

5. Все гарантированные дополнительные оплачиваемые и бесплатные отпуска предоставляются в соответствии с нормами ТК РФ.

Например, за работу в сложных климатических условиях отпуск увеличивается.

Право водителя написать заявление на отпуск без сохранения заработной платы в случае рождения малыша или для вступления в брак.

6. Не являются исключением праздничные и нерабочие дни, работа в которые может быть лишь по приказу с предоставлением последующих отгулов, либо оплатой труда из расчета увеличенной тарифной ставки (оклада).

Сколько по времени должен продолжаться обязательный перерыв для приема пищи?

Согласно п. 24 Положения, учитывая особенности работы, время для «обеденного» перерыва устанавливается работодателем, учитывая мнение профсоюза, продолжительностью не более двух часов

При длительной рабочей смене перерыв может быть разбит на две части, каждая из которых составляет не меньше получаса.

Ежедневно предоставляемый отдых

Время, дающееся для восстановления трудоспособности между рабочими сменами обычно должно быть по продолжительности в два раза больше занятости.

То есть, если человек работает 8 часов, до начала следующей смены он должен 16 часов отдохнуть.

При суммированном учете время отдыха как минимум должно составлять 12 часов, в отдельных случаях которое можно сократить на 3 часа, если поставить выходные между сменами 48 часов (по согласованию с профсоюзом и письменному заявлению водителя).

Дни отдыха каждую неделю

Еженедельный выходной день, даже исходя из его определения, должен быть, предоставлен не менее чем количество полных недель в календарном месяце и следовать сразу за отдыхом после смены (обычно 4 дня минимум).

Это может быть как определенный день недели, так и скользящий выходной при сменном режиме работы или суммированном учете.

В общей сложности продолжительность выходного дня не должна быть меньше 42 часов.

Особенности рабочего графика водителей, обслуживающих перевозку пассажиров на пригородных рейсах

Как правило, в связи с удаленностью расстояния пунктов назначения для подсчета отработанного времени водителем пригородных автобусов используют суммированный метод учета.

На основании Приказа № 473, изданного 21 августа 2013 года, действующего с последующими изменениями, внесенными в редакцию 02 декабря 2015 года, транспортные средства должны быть оснащены тахографами, с помощью которых возможен контроль соблюдения рабочего графика.

Для водителей пригородных автобусов время работы может составлять до 12 часов, учитывая перерывы.