Пособие по безработице при увольнении по собственному желанию представляет собой меру господдержки населения, предназначенную для трудоспособных граждан, лишившихся работы и желающих её найти. Её размер рассчитывается индивидуально, исходя из уровня заработка на предыдущем месте работы.

Согласно Федеральному Закону РФ «О занятости населения» установлены определённые условия, при соблюдении которых гражданин имеет право на получение ежемесячных выплат. Среди обязательных требований:

  • Отсутствие на данный момент официального места работы и иного источника доходов, выплачиваемого государством (стипендия, пенсия, пособие и т.д.);
  • Постановка на учет в местном отделении Центра занятости населения (ЦЗН);
  • Отсутствие оснований для прекращения выплат или их приостановки;
  • Достижение необходимого возраста для осуществления трудовой деятельности.

Если гражданин желает получать пособие по безработице, то первое, что он должен сделать – зарегистрироваться на бирже труда. Чтобы встать на учет в службе занятости безработному необходимо подать соответствующее заявление вместе со следующими документами:

  1. Паспорт или иной документ удостоверяющий личность (копия и оригинал);
  2. Бумаги, подтверждающие наличие у вас образования, квалификации или разряда в определенной специальности;
  3. Справка с последнего места осуществления трудовой деятельности о величине среднего заработка;
  4. Трудовая и её копия.

При этом документ, подтверждающий уровень заработка, необходим для проведения расчётов и начисления пособия по безработице. Без подтверждения величины оплаты труда за последние три месяца, выплаты производиться не будут.

Все эти бумаги следует передать в местное отделение службы занятости. В течение 10-дней принимается решение о присвоении или отказе от присвоения лицу статуса безработного. Если в этот промежуток времени трудящийся находит работу, то это также является основанием для отказа.

В ряде ситуаций выплата пособия может быть временно приостановлена по объективным причинам. К примеру, в случае призыва лица, стоящего на учёте в центре занятости, на военную службу или сборы. Также не засчитывается в период выплаты пособий и время нахождения женщин в отпуске по беременности и родам.

Гражданин теряет право на получение пособия при трудоустройстве. Выплаты останавливаются в случае переезда безработного в другую область или выходе на пенсию. Также поводом для снятия с учета в качестве безработного является заключение гражданина в места лишения свободы.

Пока гражданин состоит на учете, сотрудники ЦЗН ищут для него работу, исходя из его специальности. При отсутствии возможности трудоустройства безработному предлагают пройти переквалификацию или посетить курсы доп. образования. При отказе от обучения или от предлагаемой работы, гражданин считается не желающим принимать помощь в поиске подходящей вакансии. После этого выплата пособия ему приостанавливается на срок до 3-х месяцев.

ЦЗН производит перечисление полагающихся гражданину сумм в течение 12 месяцев. При этом величина пособия будет постепенно уменьшаться. В случае если за этот промежуток времени подобрать подходящую вакансию безработному не смогли, то он имеет право обратиться с заявлением о продлении получения пособия еще на 12 месяцев. В течение этого периода ему будет перечисляться минимальная величина выплат. Общий срок финансовой господдержки для безработных составляет 24 месяца подряд.

Чтобы перечисление пособия не прерывалось, гражданину, состоящему на учете в ЦЗН, следует регулярно проходить перерегистрацию. Зачастую «отмечаться» приходиться не реже 2-х раз в месяц.

В рядке ситуаций для граждан предусмотрен менее продолжительный срок перечисления выплат. Такое ограничение действует для тех, кто:

  • Трудоустраивается впервые;
  • Желает найти работу после перерыва продолжительностью более года;
  • Был отчислен с обучения, по направлению ЦЗН, за совершение виновных действий;
  • Расторг трудовые отношения по собственной инициативе без уважительных причин;
  • Был уволен вследствие нарушения норм действующего трудового законодательства;
  • Имел на предыдущем рабочем месте стаж менее 26 недель.

Для данных категорий граждан предусмотрена выплата пособия в течении не более 6-ти месяцев подряд.

Законодательная база

Понятие безработного гражданина и официально не трудоустроенного зафиксировано в Трудовом кодексе РФ. Данный нормативный акт содержит в себе основные положения, регулирующие как сам статус, так и основные государственные гарантии, на которые они могут рассчитывать.

Соцзащита населения, которое в силу тех или иных обстоятельств утратило работу, регулируется нормами ФЗ №1032-1. Данный закон регламентирует условия присвоения гражданам статуса безработных, порядок начисления и расчета мер финансовой поддержки государства, а также процедуры подбора подходящий вакансий и направления на курсы переквалификации и доп. образования.

Также в Федеральном Законе РФ «О занятости населения», который был принят в 1991г., закреплены различные условия назначения пособия для граждан, исходя из оснований их увольнения. На получение максимального пособия в течение 3-х месяцев могут рассчитывать трудящиеся, которые были рассчитаны вследствие сокращения, реорганизации или ликвидации фирмы.  Также данная категория граждан имеет право не подавать справку о полученных доходах за последние три месяца, так как они утратили рабочее место по вине работодателя.

Еще одним нормативным актом, гарантирующим гражданам получение соц. помощи в связи с утратой работы, является Постановление Правительства РФ№891 от 7.09.2012г. В нем закреплен порядок регистрации безработных в ЦЗН и требования относительно порядка поиска подходящих им вакансий.

Порядок исчисления величины пособия по безработице и стипендии,  предусмотренной для граждан проходящих переквалификацию по направлению ЦЗН, закреплен Постановлением Минтруда России №6221 от 12.08.2003г.

Кто имеет право на получение пособия при увольнении по собственному желанию?

В общем порядке граждане, прервавшие трудовую деятельность по собственной инициативе, имеют право на получение минимального пособия по безработице. Однако данная норма не распространяется на тех, кто рассчитался по уважительным причинам. В данном случае они могут рассчитывать на присвоение статуса безработных и перечисление выплат в большем объеме. К «уважительным» относятся следующие обстоятельства прекращения трудовой деятельности:

  • В связи с переездом на новое место жительство в ином регионе (в том числе перевод супруга на работу в другую область).
  • Наличие документально подтвержденной болезни, которая препятствует продолжению работы на данном предприятии (должности) или требующая переезда в другой регион проживания.
  • Необходимость (по мед. показаниям) обеспечения ухода для больных родственников, в том числе инвалидов 1 группы.
  • Допущение работодателем нарушения положений трудового и коллективного договоров.
  • Невозможность продолжать трудовую деятельность вследствие ЧС на предприятии.
  • Увольняемая является женщина, имеющая хотя бы одного ребенка, не достигшего 14-летнего возраста.

При этом недостаточно указать наличие уважительной причины в заявлении о расторжении трудовых отношений. Они должны иметь соответствующее документальное подтверждение.

Величина пособия при увольнении по собственному желанию

При расторжении трудового договора по инициативе служащего, но по уважительным причинам, величина пособия, начисляемого безработному в первые три месяца, будет составлять 75% от их заработной платы за предыдущий учетный период. В течение последующих 4-х месяцев коэффициент будет понижен до 60%, а далее до 45%.

Но необходимо учитывать, что сумма выплат не может быть выше установленного законом максимума и меньше нижнего уровня, с учетом увеличенного районного коэффициента. На данный момент верхний порог установлен на уровне 4 тыс. 900 руб.,  а нижний – 850 руб. В ряде регионов также действуют дополнительные надбавки к пособию, а также компенсации (к примеру, на транспорт).

В 2017 году Правительством РФ запланировано проведение индексации величины пособия, исходя из установленного уровня инфляции.

Порядок расчета пособия, пример

Порядок исчисления величины выплат по безработице определен Постановлением Минтруда России №6221 от 12.08.2003г., а также ст.30 ФЗ «О занятости населения». Согласно нормам данных законодательных актов  сумма выплат определяется исходя из предоставленной в ЦЗН справки о доходах с прошлого места работы, при постановке гражданина на учет. В исключительных случаях, когда предоставления данного документа не требуется, безработным перечисляется максимальный размер пособия с учетом действующих в регионе надбавок.

Согласно установленному порядку пособие начисляется всем гражданам, которые были уволены, вне зависимости от причин прекращения трудовых отношений (кроме исключительных случаев, предусмотренных законодательством). На получение выплат могут рассчитывать лица, зарегистрировавшиеся в местном отделении ЦЗН, и предоставившие необходимые перечень документов.

При расчете размера пособия в учет берется величина заработка гражданина за последние три месяца на предыдущем месте труда. Однако данный порядок действует только в отношении лиц, которые имели официальную работу в течение последнего года продолжительностью не менее 26 недель при полном рабочем дне. Если они трудились на условиях неполного трудового дня, то специалистам ЦЗН необходимо будет пересчитать 26 недель на полное рабочее время.

Если у сотрудника нет необходимого стажа на предыдущем месте работы, он трудоустраивается впервые или желает восстановить деятельность после длительного перерыва (более года), а также в ряде иных случаев, то им будет начислена минимальная величина пособия.

Чтобы понять механику произведения расчётов рассмотрим их на примере некоего гражданина Рыбкина:

Предположим, что он прекратил трудовые отношения по любым не специальным основаниям. Работал он на предприятии более года и имел необходимый стаж для проведения расчета величины пособия по безработице. При обращении в ЦЗН и подаче документов, он представил справку о доходах с последнего места работы. Согласно ей среднемесячная заработная плата гражданина Рыбкина составляла 25 тыс. руб.

Таким образом, в течение первого года нахождения на учете в ЦЗН он будет получать:

  • Первые три месяца – 75% от указанной суммы, но не более установленного максимума. Если бы ограничение не действовало, то гр. Рыбкин мог бы получить 18 тыс. 750 руб. Однако эта сумма значительно выше верхнего порога. Таким образом, ему будут перечислять по 4тыс. 900 руб. ежемесячно.
  • В последующие 4 месяца коэффициент понижается до 60%. Сумма предполагаемой выплаты равна 15 тыс. руб., что также выше установленного максимума. Поэтому реальная величина пособия не уменьшится.
  • В последние месяцы первого года коэффициент будет понижен до 45%, но это также не скажется на фактически получаемой сумме, так как при расчете предполагаемая сумма все равно будет выше верхней планки.

Если в течение первого года гражданину Рыбкину так и смогут подобрать подходящей работы, то при продлении выплат, их величина будет равняться минимальному значению, установленному законодательством. На данный момент оно составляет 850 рублей. Данная сумма будет увеличена на районный коэффициент, а также доп. надбавки, если таковые действуют в данном регионе.

При расчете величины пособия, исходя из представленной справки о доходах, в учет будет браться только «чистая» часть зарплаты за вычетом налоговых и иных сборов, которую служащий фактически получал на руки.