Конституцией России гарантировано всем гражданам страны право на труд, которое они могут реализовать свободным выбором рода деятельности.

Законодательная база РФ, регулирующая различные сферы жизнедеятельности людей направлена на реализацию основных прав и свобод.

В 1991 году был принят ФЗ No 1032 – 1, определяющий политику государства в осуществлении содействия защитить население от безработицы, способствуя правовыми, экономическими, организационными методами трудоустройству граждан.

Что говорит законодательство о присвоении статуса безработного

Согласно третьей статье этого закона, безработный статус признается не за всеми, кто не работает, а только:

  • если гражданин трудоспособен (не имеет признанной медиками группы инвалидности, исключающей возможность трудиться);
  • человек не занимается никакими видами трудовой деятельности, получая заработную плату;
  • люди ищут работу самостоятельно и зарегистрировались с этой же целью в территориальный центр занятости;
  • готовы трудоустроиться в любой момент при наличии подходящей опыту, знаниям, квалификации вакансии.

Понятие трудоспособности

Одним из критериев для определения безработным лица является его возможность заниматься трудовой деятельностью по здоровью и возрасту.

Подростки до 16 лет, несмотря на особенности физиологии (часто вполне сформированные молодые люди) и состояние здоровья, не могут быть отнесены к безработным, поскольку по всем канонам современного общества они в этот период своей жизни должны получать образование.

Не попадают под этот критерий и лица, достигшие пенсионного возраста и вышедшие на заслуженный отдых:

  • граждане, имеющие пенсионное обеспечение;
  • либо оформившие выплаты по выслуге лет;
  • люди, получившие право оформить пенсию при наличии определенного стажа в тяжелых, опасных и особых условиях труда,

для отдельных категорий служащих, не дожидаясь пока женщине исполнится 55 лет, а мужчине – 60 (признанные в 2017 году еще официальным пенсионным возрастом, хотя несколько лет идут разговоры о повышении этого уровня).

Отсутствие работы и трудовых доходов

Говоря о безработице, имеется в виду:

  • молодой специалист или выпускник школы, не имеющие опыта и стажа трудовой деятельности, при желании работать не могут найти подходящих вакансий;
  • у человека прекратившего трудовые отношения с прежним работодателем по неважно каким причинам (собственному желанию или инициативе руководства) не получается трудоустроиться;
  • работник попал под сокращение штата или численности и остался без работы;
  • организация (предприятие) были ликвидированы по инициативе собственника или признаны судом банкротами, когда весь штат сотрудников остается освобожденным от занимаемых должностей с выплатой полагающегося пособия.

Заработной платой при этом считают официальные выплаты за выполненный объем или обусловленную договором деятельность (когда высчитываются все обязательные страховые взносы).

Причем заработок может регулярно получать человек не только по бессрочному трудовому договору, но и выполняя временную, сезонную работу, оказывая услуги по договорам, имеющим гражданский правовой характер.

Пособия, выплачиваемые при увольнении (выходные), а также сохраняемый в течение двух месяцев (в отдельных случаях до трех месяцев) средний заработок по месту последней работы, когда человек потерял ее в связи с сокращением или ликвидацией предприятия не считают заработанной платой, вне зависимости от формы собственности предприятия.

Поиск работы и готовность трудиться

Человек, желающий действительно работать, ищет возможность трудоустроиться как на постоянной основе, так и временно, если предлагаемые вакансии соответствуют его профессиональным навыкам, и нет противопоказаний по состоянию здоровья, заниматься деятельностью в определенных условиях труда.

Если желающий получить статус безработного и получать соответственно пособие:

  • после регистрации в территориальном органе службы занятости в течение 10 дней отказывается от предложенных вакансий, или не имеющие трудового опыта и квалификации не желают пройти профессиональное обучение для возможности дальнейшего трудоустройства, говорит о том, что у человека и в мыслях нет – действительно идти зарабатывать деньги;
  • не являющиеся при отсутствии уважительных причин (которые должны быть подтверждены документально) в течение 10 дней после регистрации в центре занятости для ознакомления с появившимися вакансиями и предложениями работы также не могут быть зарегистрированы безработными, поскольку это подчеркивает несерьезность намерений быть трудоустроенным.

Статус безработного не получат:

  • лица, признанные виновными в совершении преступных деяний и осужденные к лишению свободы или выполнению исправительных работ;
  • представившие поддельные документы или ложные сведения об отсутствии работы.

Регистрация в территориальных центрах занятости

Если самостоятельные поиски работы не привели к успеху, нужно обратиться в территориальный центр занятости для официальной регистрации в качестве безработного.

Это существенно расширит круг возможности трудоустроиться, кроме того при соблюдении всех требований, человек в течение года (при отсутствии подходящих вакансий) гарантированно будет получать пособие, что тоже немаловажно для граждан, не имеющих дохода от заработка.

Порядок регистрации лиц и требования к помощи поиска подходящей работы установлены Правительством России.

Человек, желающий стать на учет с целью трудоустроиться должен подать в местную службу занятости:

  • паспорт, удостоверяющий личность заявителя;
  • при наличии рабочего стажа – трудовую книжку (в какой отражена вся его деятельность) или другие документы, подтверждающие фактический опыт работы (например, копии или выписки приказов о приеме и увольнении, трудовые договора и прочие);
  • документы об образовании и при наличии – полученной квалификации;
  • в случае потери работы перед обращением в центр занятости – справку о размере заработной платы за три последних месяца перед прекращением трудовой деятельности.

В течение десяти максимум дней органами местной службы занятости после рассмотрения представленной документации принимается решение о возможности признания обратившегося гражданина безработным.

Если за этот период не получится помочь трудоустроить человека, с учетом его навыков, знаний, безработным он будет признан со дня подачи документов для регистрации.

Инвалиды, имеющие частичную утрату трудоспособности и по состоянию здоровья которые могут заниматься трудовой деятельностью в определенных условиях для признания их безработными дополнительно к перечисленным документам должны предъявить:

  • индивидуально разработанную медицинскими экспертными комиссиями (в соответствии с Приказом Министерства труда РФ № 528н от 31. 07. 2015 года с внесенными изменениями 27. 01. 2016 года) программу реабилитации, с конкретным указанием рекомендуемых характера и условиях возможности работать.

Правовые возможности ставшего на учет безработного

Пройдя регистрацию в местном органе службы занятости и получив статус безработного, человек не теряет права продолжить самостоятельно поиски работы или обратившись за помощью бесплатного посредничества центра (выдачи направления, например, зная точно о наличии вакантного места в организации).

Безработный может получить бесплатную консультацию, информацию о требующихся профессиях на рынке труда, получить дополнительное профессиональное образование или пройти соответствующее обучение.

В случае необходимости переезда и смены места жительства для трудоустройства, зарегистрированные в органах службы занятости граждане, могут рассчитывать на содействие переселения в другой населенный пункт.

Также получить психологическую поддержку и направление для профессионального обучения является неотъемлемым правом безработных, закрепленным ст. 9 ФЗ 1032 – 1.

Человек, обратившийся в центр занятости и получивший необоснованный отказ быть зарегистрированным (или прочим причинам, когда он считает, что нарушены его права), может обжаловать действие (бездействие) конкретного специалиста или местного органа занятости населения в вышестоящие инстанции или непосредственно в суд.

Требования к выполнению обязательств

Любые права влекут за собой и определенные обязательства.

Зарегистрированные в центре занятости безработные должны:

  1. Приходить на прием к специалисту центра для перерегистрации в установленный день и время.
  2. Активно участвовать в самостоятельных поисках подходящей работы.
  3. При невозможности прийти на прием в установленное время по возможности информировать специалиста, представив в последующем оправдательный документ (например, судебная повестка, лист временной нетрудоспособности или справка из медицинского учреждения о состоянии здоровья и прочие).
  4. В течение трехдневного срока посетить предлагаемые по направлению центра занятости потенциально возможные места трудоустройства.
  5. Своевременно представлять информацию о наступлении обстоятельств, лишающих права получения пособия по безработице.

За нарушение обязанностей безработного могут лишить статуса, а соответственно и выплаты пособия.

Что государство гарантирует безработным?

Обратившись к нормам ст. 12 закона «О занятости», видим, что в реализации права каждого гражданина трудиться, государство, заботясь о своих людях, временно не имеющих возможность работать и получать стабильный доход в виде заработной платы, гарантирует:

  • оказание социальной поддержки;
  • оказание бесплатной поддержки психического и эмоционального состояния человека, теряющего веру в себя и порой приходящего в отчаяние от безденежья из-за отсутствия работы;
  • помощь в освоение новых профессий и профессиональной переподготовки;
  • прохождение бесплатного медицинского освидетельствования (для возможности пройти необходимый курс обучения либо переподготовки).

При всей оказываемой помощи государства самым главным в трудоустройстве является искреннее желание самого безработного получить работу.