Сколько бы ни говорили о вреде курения, люди, даже понимающие, что ничего хорошего в этой привычке нет, редко решаются отказаться, ссылаясь на то, что сигарета помогает успокоиться, расслабиться, сосредоточиться с мыслями, и прочее.

Это по – большому счету дело сугубо личное любого взрослого человека, чаще всего осознающего, что все оправдания являются лишь отговорками и никотиновая зависимость является одним из проявлений человеческих слабостей (как наркомания или алкоголизм), нужна лишь сила воли, чтобы отказаться от курения.

Все бы было ничего, если бы не страдали окружающие, которые, даже не куря, вынужденные дышать табачным дымом, когда курят другие.

К сожалению, сколько не ведется пропаганды за здоровый образ жизни, курение остается весьма распространенной привычкой, несущей вред, как самому курильщику, так и окружающим.

Чтобы по возможности ограничить воздействие дыма сигарет на людей, которые не пристрастились к никотиновой зависимости, законом установлены правила, запрещающие курение:

  1. в помещениях и на территориях образовательных заведений (детских садов, школ, высших учебных заведений, спортивных клубов и прочих местах);
  2. в медицинских учреждениях и прилегающих территориях, в том числе оказывающих услуги санаторно-курортного лечения и предназначенных для реабилитационного периода;
  3. в транспорте (в том числе поездах и на судах дальнего плавания);
  4. в торговых точках и помещениях, оказывающих услуги населению;
  5. непосредственно выполняя должностные обязанности, находясь на работе и рабочих зонах;

и прочих общественных местах.

Многие курильщики считают, что ограничивают их права и свободы, забывая при этом о праве некурящих людей дышать свежим воздухом, а не табачным дымом.

Остановимся подробнее, отвечая на вопросы о правомерности действий работодателей, борющихся с заядлыми курильщиками, нарушающих нормы закона.

Законодательные нормы

21 июня 2001 года Государственная Дума приняла ФЗ № 87, ограничивающего права курения табака и принятию соответствующих мер.

В связи с вступлением в силу 23 февраля 2013 года нового ФЗ № 15, не только запрещающего курение в общественных местах, но и конкретно защищающего граждан от воздействия табачного дыма, заботясь об охране здоровья, на основе норм Конституции, ФЗ № 87 утратил свою силу.

Сегодня закон ФЗ № 15 действует с внесенными в него изменениями и дополнениями от 28 декабря 2016 года.

Основными принципами данного законодательного акта, в соответствии со ст. 4, являются:

  1. защита здоровья граждан от воздействия на их организм табачного дыма;
  2. профилактика и возможное предупреждение развития болезней, связанных с дыхательными органами и как следствие получение инвалидности, смерть в раннем возрасте.

Человек проводит на работе значимую часть времени и обязанность любого работодателя, вне зависимости от формы собственности предприятия создать нормальные условия для работы, соблюдающие нормы охраны труда и здоровья своих подчиненных.

В соответствии с требованиями ст. 10, работодатель, в сфере организации охраны здоровья своих подчиненных от воздействия дыма сигарет, может:

  • разрабатывать мероприятия, доводящие до сведения работников вред от курения и влияния на остальных окружающих запаха табачного дыма;
  • для обеспечения прав некурящих сотрудников в благоприятной среде жизнедеятельности запретить курение, как в помещениях, так и на территории предприятия.

Кроме того, нормами КоАП РФ предусмотрено привлечение к административной ответственности руководителей, нарушающих требования правовых актов в сфере труда.

Охрана здоровья работающих граждан и создание соответствующих условий – одна из основных обязанностей работодателя.

Также курильщики могут непроизвольно (не затушив до конца сигарету) стать виновниками пожара.

Привлечение к ответственности за нарушение правил пожарной безопасности предусмотрено ст. 20. 4 КоАП РФ.

Также могут применяться административные меры наказания в соответствии с нормами ст. 6.3 КоАП РФ за нарушение санитарных норм, обеспечивающих эпидемиологическое благополучие работников.

Организация мест для возможности курения

Законодатель, обязывая работодателя ввести запрет курить на рабочих местах, в то же время ничего не говорит о создании мест, где заядлые курильщики, находящиеся в никотиновой зависимости могут удовлетворить свои потребности, перекурив.

При этом понятно, что курящий человек, не желающий бросить курить будет искать укромное местечко, где сможет покурить.

Работодатель, идя на встречу своим работникам, поскольку приверженность к курению не говорит о деловых качествах человека и его добросовестности в исполнении служебных обязанностей, может обустроить специальные места для перекуров.

Это могут быть:

  • на территории предприятия специальные беседки, навесы с рядом стоящими урнами;
  • в помещении комнаты со специальными вытяжками.

Таким образом, хоть как то начальник может контролировать местонахождение сотрудника, отлучившегося в рабочее время, чтобы покурить.

Трудовым законодательством не предусмотрено предоставление времени для курения, то есть дополнительного перерыва от выполнения непосредственных должностных обязанностей, в отличие от обязательных перерывов от получаса до двух часов (в зависимости от специфики производства) для приема пищи.

В то же время, на усмотрение руководителя, имеющего права устанавливать правила внутреннего распорядка и порядок производственного процесса, можно внести пункты, разрешающие перекур в специально отведенных местах в установленный временной промежуток, либо только в обеденный перерыв.

Места для курения должны быть обозначены специальными графическими знаками, не забывая еще раз напомнить, что курение вредит здоровью.

С другой стороны, никто не запретит работодателю считать самовольное отлучение в рабочее время для перекура нарушением трудовой дисциплины.

Важно помнить, что обустройство мест курения и предоставление времени для перекуров не является его обязанностью, причем отдельные категории работ, связанные с непрерывным циклом производственного процесса исключают возможность сотрудника отлучаться (в том числе и для перекура).

Имеет ли право работодатель взыскать штраф с курильщика?

Нормами ст. 23 ФЗ № 15 установлено право, привлечь нарушителя догм о курении в общественных местах к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой ответственности.

Притом, что служащие правоохранительных органов имеют право оштрафовать нарушителя, курящего допустим на детской площадке или остановке городского транспорта, других местах массового скопления людей, нормами трудового законодательства, регулирующего трудовые правоотношения, такого права работодателю не дано.

Материальная ответственность, когда работодатель может взыскать с сотрудника часть заработной платы, наступает лишь в случаях предусмотренных ТК РФ, если в результате виновных действий (бездействия) имуществу предприятия был нанесен вред или организация понесла убытки.

Понятно, что от курения материального ущерба прямого не причиняется, хотя может сказаться на производительности труда.

Привлечение к ответственности

Несмотря на то, что за курение на рабочем месте, работодатель не имеет права взыскать с работника штраф, ничто не мешает в установленном порядке возложить дисциплинарное взыскание – сделать замечание или объявить выговор за частые отлучки с непосредственного рабочего места и несоблюдение дисциплины труда.

Кроме того, Положениями о премиях, утверждается круг лиц, не имеющих права на получение стимулирующих и поощрительных выплат в период действия дисциплинарного наказания.

Таким образом, курильщик будет наказан и материально.

Наличие нескольких взысканий позволит беспрепятственно руководителю прекратить трудовые отношения с нарушителем трудовой дисциплины.

Если в правилах внутреннего распорядка, закреплено право на перекуры в специально отведенных местах в определенное время, нарушителя можно уволить за их несоблюдение или нарушение правил противопожарной безопасности.

Кроме того, в соответствии с нормами административного законодательства, к работодателю, на территории предприятия которого курят где кому захочется, применяются штрафные санкции.