Люди, выбравшие профессию, непосредственно направленную на воспитание и донесение знаний подрастающему поколению в учреждениях образования всех уровней относятся к педагогам.

Переоценить необходимость и ответственность деятельности работников сферы образования, начиная с дошкольных учреждений и заканчивая высшими учебными заведениями, невозможно.

Результат их деятельности незаменим не только в повседневной жизни, но и для развития всего общества в будущем, поскольку именно они дают основные азы знаний, умений, взаимоотношений между людьми.

Мы понимаем, что основную роль в судьбе ребенка играет семья, но нельзя преуменьшить след, оставляющий в детских душах первыми воспитателями и учителями, преподавателями, занимающимися с нашими детьми музыкой, танцами, тренерами, помогающими развиваться физически и прочих людей, отдающих свою любовь и знания детворе.

Все внимание, уделяемое в детсадах, школах, спортивных секциях откладывается в сердце ребенка, также сказывается на формирование его как личности.

У нас порой не хватает терпения на своего родного сына или дочь, людям, выбравшим работу с детьми, приходится находить подход к каждому индивиду, поскольку даже маленький человек – это личность.

Мы все проходим через те моменты, когда спеша на работу нужно завести ребенка в детский сад, однако в один день он идет с удовольствием, на второй день капризничает, не хочет идти, поскольку работают разные воспитатели.

К одним дети идут с удовольствием, к другим не хотят вовсе.

Это и есть показателем призвания к педагогической деятельности.

Аналогично происходит и в школе, а в случае получения дальнейшего образования – в профессиональных и высших учебных заведениях.

Именно от преподавателя, несмотря на личные способности каждого ребенка к определенным наукам, зависит, сможет ли донести учитель любовь к предмету или нет.

Несомненно, все, кто решил себя посвятить педагогической деятельности должны обладать терпением и большой силой самообладания, быть образцом морального поведения.

Именно поэтому, трудовым законодательством предусмотрено увольнение по п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, работников, занимающихся деятельностью, связанной с воспитательными функциями за совершение аморального поступка.

Кроме того, педагогические работники могут быть уволены:

  • согласно п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ при возникновении обстоятельств, препятствующих исполнению обязанностей, связанных с условиями трудового договора, ограничивающих занятие определенными видами деятельности (в частности педагогической);
  • в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 336 ТК РФ, если человек, занимающийся педагогической деятельностью, применил хотя бы однократно методы воспитания, связанные с физическим или психическим насилием над воспитанником, он будет уволен с соответствующей записью в трудовой книжке, что повлияет на дальнейшее его трудоустройство. Вряд ли руководитель другого образовательного заведения захочет в своем штате сотрудников видеть такого педагога.

Поэтому кроме призвания, выбирая профессию педагога, необходимо понимать всю ответственность за души доверенных на воспитание детей.

Само собой работа очень тяжелая психологически и эмоционально, поэтому законодатель предусмотрел, для отдыха педагогам согласно статье 334 ТК РФ удлиненный ежегодный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством страны, также это право подтверждено ст. 47 Закона об образовании.

В мае 2015 года вышло новое Постановление Правительства Российской Федерации № 466, согласно которому устанавливается продолжительность основных удлиненных ежегодных оплачиваемых отпусков педагогическим работникам.

В отличие от предусмотренных трудовым законодательством 28 минимальных дней отдыха, которые работодатель обязан ежегодно дать своим сотрудникам, для педагогов утверждена продолжительность отпусков 42 или 56 календарных дня (в два раза больше обычного отпуска) в зависимости от занимаемой должности работника сферы образования и типа самого заведения.

Номенклатура должностей работников, занятых педагогической деятельностью подтверждена Правительственным Постановлением № 678, вынесенным «08» августа 2013 года.

Сами правила предоставления положенного отдыха педагогическим работникам мало чем отличаются от людей, занятых в другой сфере деятельности.

Существенной особенностью является то, что отпуска предоставляются в летний период, когда дети уходят на каникулы и проводят время с родителями, у бабушек и дедушек, в лагерях и на базах отдыха.

Однако точно также как в любой организации должен быть составлен график отпусков, желательно с учетом мнения сотрудников, их пожеланий, который согласовывается с профсоюзным органом и утверждается руководителем образовательного заведения.

За две недели до предоставляемого отпуска преподавателей (воспитателей) нужно под роспись ознакомить с датой начала положенного отдыха.

До ухода в отпуск работник должен составить план учебной (воспитательной) работы на будущий учебный год, поскольку практически он выйдет из отпуска уже перед его началом – в конце августа.

В случае необходимости переноса отпуска, желательно предупредить руководителя заранее, для возможности подыскать замену педагогу, чтобы его отсутствие негативно не отразилось на воспитательном или учебном процессе.

Педагогический работник должен написать заявление на имя руководителя образовательного заведения и по согласованию с ним, если есть возможность время отдыха может быть перенесено.

Несмотря на то, что отпуск удлиненный значительно превышает количество дней минимально положенного отдыха, если во время отпуска человек заболеет, при предоставлении документов, оформленных соответствующим образом медицинскими учреждениями, отдых продлевается на количество дней, проведенных на больничном листе.

Для того чтобы прервать отпуск по инициативе руководителя должны быть действительно веские причины, связанные с производственной необходимостью присутствия данного сотрудника на работе, но только с согласия самого работника.

Получив письменное согласие на вызов из ежегодного отпуска, издается приказ с указанием времени, когда может быть предоставлен отдых на оставшиеся положенные дни.

Помимо этого педагогические работники пользуются всеми правами на предоставление бесплатных отпусков, например, в связи со смертью родных людей, на время собственного бракосочетания, по причине рождения ребенка и прочим причинам, предусмотренным трудовым законодательством.

Также, люди, воспитывающие и обучающие детей в районах Крайнего Севера и аналогичных климатических условиях, дополнительно получают право отдыха соответственно на 24 или 16 календарных дней (ст. 321 ТК РФ).

Согласно статье 126 Трудового кодекса денежная компенсация положенного отпуска возможна только частично, за количество дней по желанию работника, отгулявшего минимально 28 календарных дней.

Следует обратить внимание, что нормами этой же статье запрещается замена отпуска денежной компенсацией беременным женщинам и несовершеннолетним работникам.

Несмотря на долгое отсутствие, за педагогическими работниками сохраняется рабочее место и должность.

Они не могут быть переведены или уволены до того, как преступят к выполнению своих обязанностей после положенного отдыха.

Виды существующих образовательных организаций

Ст. 23 Трудового кодекса, с вступившими к нему изменениями и дополнениями с «01» января 2017 года, определены типы образовательных организаций, действующих в Российской Федерации, в зависимости от реализации основных программ:

  • дошкольные;
  • общеобразовательные;
  • профессиональные;
  • высшего образования.

Также третьей частью ст. 23 ТК РФ выделены организации, реализующие дополнительные образовательные программы в общеобразовательном и профессиональном обучении.

Организации дошкольного образования

Основной целью дошкольных образовательных организаций является воспитание и присмотр за детьми.

Для этого создаются детские сады способствующие общему развитию малышей дошкольного возраста и для деток с ограниченными возможностями, имеющими отклонения в физическом или психическом развитии.

Продолжительность отпуска сотрудников (включая и руководящий состав), работающих в дошкольных учреждениях составляет:

  • общего развития – 42 дня;
  • для заведений, занимающихся с детками, имеющими ограничения по здоровью или требующими длительного лечения – 56 дней.

Дополнительно к этим дням ежегодного отпуска:

  • в районах Крайнего Севера предоставляют – 24 календарных дня;
  • в похожих климатических условиях с Севером -16 календарных дней.

Организации, реализующие дополнительное образование

Дополнительное образование, получаемое ребенком не менее важно, чем по общеобразовательной программе.

Оно способствует более разностороннему развитию детей и проявлению их талантов.

Согласно второму разделу Постановления Правительства № 466, продолжительность удлиненного ежегодного отпуска для педагогических работников, занятых в сфере дополнительного образования составляет:

  • для основного педагогического коллектива этих учреждений – 42 дня;
  • руководящего состава – 56 дней.