В связи со сложившейся нестабильной экономической ситуацией в стране, с введением многочисленных санкций, снятие которых, по всей видимости, в ближайшее время не предвидится, несмотря на ожидаемое «потепление» отношения к России, государство популяризирует разбитие малого бизнеса.

Малые предприятия создаются чаще всего в форме Общества с ограниченной ответственностью или индивидуального предпринимательства.

Численность нанятых по трудовым соглашениям работников может достигать 100 человек, но, малый бизнес нельзя создать в процессе реорганизации или приватизации государственных предприятий, на их основе.

Льготы, предоставляемые собственнику малого предприятия довольно значительны:

  • муниципальные власти выделяют субсидии на развитие бизнеса;
  • местная администрация обычно предоставляет льготные ставки для аренды помещений;
  • льготы по региональным налогам и сборам;
  • до 2018 года даны преимущественные права лицам, организующим свой бизнес на приобретение арендуемой муниципальной или государственной недвижимости;
  • нет ограничения в лимитах хранения в кассах денежной наличности для своих производственных целей;
  • в случае если не было ранее обнаружено грубых нарушений, уменьшается количество проверок органов надзора;
  • и прочие.

При всем этом собственник малого бизнеса, как и руководитель крупного предприятия должен соблюдать нормы трудового законодательства, охраны труда, безопасного ведения работ.

В 212 статье Трудового кодекса, определяющей обязанности руководства предприятий по обеспечению соблюдения норм охраны труда и безопасных условий, законодатель не делает акцента на том, какой формы собственности должно быть предприятие, следовательно, эти правила касаются всех работодателей, в том числе и собственников малого бизнеса.

В обязанность работодателя входит:

  1. обеспечить безопасность жизни людей при эксплуатации зданий и сооружений. Помещения, где находятся люди, исполняющие свои трудовые обязанности должны соответствовать техническим нормам;
  2. своевременно вводить новые технологии производственных процессов
  3. контролировать исправность инструментов, машин, механизмов, оборудования, применяемого в производстве;
  4. соблюдать режим труда и отдыха работников;
  5. обеспечить спецодеждой и средствами индивидуальной защиты сотрудников, при выполнении работ на участках с вредными условиями, следить за сроками годности их использования;
  6. организовать регулярный контроль состояния условий, в которых работают люди;
  7. не допускать к выполнению заданий работников, не прошедших вводный и первичный инструктажи по охране труда и технике безопасности при ведении определенных работ, не прошедших стажировку на рабочем месте;
  8. проводить минимум один раз в пять лет специальную оценку условий труда в соответствии с законодательством.
  9. и другие.

Согласно ст. 217 Трудового кодекса для проведения необходимого контроля над соблюдением требований охраны труда, правильного использования СИЗ, каждый работодатель при численности работников более 50 человек должен создать службу охраны труда или ввести в штатное расписание должность инженера по охране труда.

Если штат сотрудников менее 50 человек, на усмотрение собственника можно:

  • ввести должность специалиста по охране труда;
  • привлечь к исполнению обязанностей стороннего работника по гражданско-правовому договору из организации, имеющей соответствующую аккредитацию;
  • возложить обязанности по приказу на человека, работающего в фирме, имеющему соответствующую подготовку или опыт работы в этой сфере.

В каких случаях проводится специальная оценка условий труда

Согласно новому закону № 426 – ФЗ, взятому к применению с 2014 года, регулирующего вопросы, касающиеся специальной оценки условий труда на рабочем месте вместо ранее проводимой аттестации рабочих мест, оцениваться должны все существующие на предприятии рабочие места.

Даже если заведомо понятно, что во время исполнения своих трудовых обязанностей человек не подвергается риску быть травмированным или нет воздействия вредных веществ (например, офисные сотрудники), его рабочее место должно быть официально оценено на соблюдение норм охраны труда и безопасности.

Предприятиями любой формы собственности не оцениваются только места работы сотрудников, выполняющих работу на дому или на дистанционном управлении.

Если открывается новое рабочее место, даже когда оно аналогично уже существующему с проведенной по всем правилам оценкой условий труда, оно должно быть оценено, учитывая рекомендации, разработанные к ФЗ № – 426, данные в Приказе № 33н от 24. 01. 2014 г.

Результаты оценки (класс опасности) впоследствии необходимо отметить в дополнении к трудовому соглашению сотрудника, принятого на это рабочее место.

Оценка условий, созданных для работы, не зависит от численности работников. Даже если в компании оформлен один человек, его рабочее место должно быть оценено по условиям соблюдения норм охраны труда и безопасности.

Возникает резонный вопрос о необходимости проведения специальной оценки в случае разъездного характера работы, поскольку фактически у сотрудника нет определенного рабочего места.

Роструд дает разъяснения по этому поводу, что оцениваются условия их работы на общих основаниях.

В том случае, когда по результатам ранее проводимой аттестация рабочее места было признано безопасным, это не освобождает от проведения специальной оценки условий труда, поскольку условия могли измениться.

Важным является тот момент, что руководитель, собираясь провести оценку рабочих мест должен помнить, оцениваются рабочие места не по количеству работников, числящихся в штате предприятия, а именно по количеству рабочих мест.

Если есть рабочее место, но временно из-за отсутствия должного специалиста никто не работает, оно все равно должно быть оценено по условиям труда.

Нужна ли специальная оценка малых предприятий?

Оценка условий труда на наличие опасных и вредных условий рабочего места проводится вне зависимости от количества сотрудников и формы собственности предприятия.

Рабочие места, предоставленные предпринимателем малого бизнеса, оцениваются в общем порядке, поскольку законодатель, как мы уже отметили ранее (ст. 112 ТК РФ), не делает исключений для руководителей, которые несут ответственность за условия, какие создают, открывая предприятие и привлекая для работы людей.

Работодатель должен соблюдать нормы, предусмотренные законом и особое внимание уделять охране труда и жизни сотрудников.

Кроме того, в случае обнаружения по результатам оценочной комиссии нарушений действующих норм, разработать мероприятия по их устранению.

При данном заключении экспертной комиссии о том, что рабочие места в связи с воздействием на организм человека в процессе работы вредных веществ или повышенного риска травматизма, относятся ко 2, 3 или 4 степени опасности, работникам должны предоставляться определенные льготы:

  • повышенная тарифная ставка (не меньше 4 % надбавки);
  • укороченная рабочая неделя (36 часов);
  • дополнительные дни оплачиваемого отпуска (не менее семи дней);
  • право на оформление пенсионных выплат до достижения пенсионного возраста.

Периодичность проведения специальной оценки

Согласно части 4 статьи 8 ФЗ № 426, руководствуясь нормами которого с 2014 года проводятся оценочные мероприятия условий рабочего места по соблюдению норм охраны труда, и наличия вредных и опасных условий рабочего места, экспертная оценка должна даваться не реже чем один раз в пять лет.

Необходимо проводить внеплановую оценку:

  • если произошел несчастный случай, связанный с производством;
  • введены новые места;
  • изменена технология производственного процесса или запущено новое оборудование;
  • произошла замена применяемого сырья;
  • в других случаях, предусмотренных ст.17 ФЗ № 426.

Предприниматель, значительно улучшивший условия труда, имеющий основания полагать, что рабочее место, относящееся к 3, 4 степени опасности удовлетворяет требованиям опасности или безопасно в дальнейшем для сотрудника, может также организовать внеплановую оценку.

Это позволит сэкономить в дополнительной оплате и других льготах, оказываемых ранее сотруднику, исполняющему трудовые обязанности на считавшемся опасном или с вредными условиями рабочем месте.

Проведение мероприятий по специальной оценке

Если аттестацию рабочих мест в некоторых случаях можно было проводить комиссией, созданной представителями предприятия, новый закон оценки рабочих мест исключил эту возможность.

Составив график оценки, необходимо заключить гражданско-правовой договор на оказание услуг экспертной организацией, имеющей соответствующую аккредитацию на проведение такого рода работ.

Далее, приказом по предприятию создается комиссия для оценки рабочих мест с обязательным участием руководителя малого предприятия.

Схожие по роду деятельности и условиям рабочие места можно оценивать комплексно, то есть не каждое, а не менее 20 %, в случае с малыми предприятиями – 2 места.

Необходимо предоставить представителям экспертной организации возможность для проведения нужных замеров и измерений, подготовить всю техническую документацию, касающуюся строений, зданий, машин и оборудования, журналов по охране труда и прочих документов, требующихся для возможности сделать объективные выводы по оценке условий труда.

В течение 30 дней работодатель должен ознакомить работников с заключением по оценке рабочих мест.

Отчет о проведенной специальной оценке можно направить в трудовую инспекцию по месту нахождения предприятия.