Само понятие спора предполагает разногласие двух сторон по видению решения одного вопроса.

Трудовые споры – это конфликтные ситуации, возникающие между работодателем и работником, выполняющим производственные обязанности в соответствии с заключенным при приеме трудовым договором, в случае несогласия одной из сторон урегулирования сложившихся в процессе деятельности обстоятельств.

Кроме того, согласно ст. 381 ТК РФ трудовым спором законодатель признает случаи, когда лицо, претендующее занять вакантную должность в организации, получает отказ о трудоустройстве, считая его необоснованным.

ТК РФ трудовые споры определяет как неурегулированные между сторонами (работодатель и сотрудник, либо группа работников) разногласия, которые возникли из-за различного мнения, взглядов, противоречий, возникших к подходу разрешения рабочих моментов.

Как любые разногласия, так и возникшие в трудовой деятельности могут быть решены в результате переговоров и нахождения консенсуса, устраивающего всех.

В противном случае, сторона, считающая, что нарушены ее права, может обратиться для разрешения спора в компетентные органы.

В организации любой формы собственности по инициативе, как самого работодателя, так и штатных сотрудников могут быть созданы комиссии для разрешения трудовых споров – КТС, из равного количества представителей администрации (назначенных руководством предприятия) и работников (избранных общим собранием коллектива).

Трудовые разногласия могут быть искового характера, то есть для их разрешения одна из сторон должна обратиться в судебные органы по месту нахождения ответчика.

В исключительных случаях возможно рассмотрение дела в районном (городском) суде по месту расположения филиала основной организации, если конфликт, возникший связан непосредственной с этим структурным подразделением или месту жительства истца (в случае непреодолимых обстоятельств, когда работник не может выехать на дальнее расстояние от дома).

К спорам, решение по каким может быть вынесено судом, относят:

  • восстановление на работе сотрудника, предоставившего обоснованные доказательства своего незаконного увольнения;
  • изменение формулировки, примененной при издании приказа и занесением в трудовую книжку о причинах и дате прекращения трудовых отношений;
  • разногласия, возникшие по размеру начисленной и фактически полученной заработной платой;
  • выплату денежной компенсации за время вынужденного прогула;
  • возмещение морального ущерба в отдельных случаях, при доказательстве того, что неправомерные действия работодателя заставили человека морально и душевно страдать, что могло повлечь также и расстройство общего состояния здоровья;
  • неправомерное использование персональных данных, предоставленных для обработки или неприменению мер по соответствующей их защите от посторонних лиц.

Только в суд могут обратиться:

  • граждане, не состоящие с работодателем в трудовых отношениях, но считающие, что получили отказ в приеме на работу необоснованно (при наличии вакантного места, на какое они претендуют);
  • также уже работающие или уволенные с предприятия лица, полагающие, что подверглись дискриминации (по расовому, национальному признаку, вере исповедания и прочим);
  • граждане, работающие у физического лица (не зарегистрированного как индивидуальный предприниматель) в случае заключения трудового договора;
  • лица, занимающиеся трудовой деятельностью в религиозных организациях.

Для возмещения материального ущерба:

  • нанесенного работником вреда своими действиями или бездействием;
  • нарушением правил охраны труда и техники безопасности работ;
  • краже или порче имущества, как предприятия, так и других сотрудников;
  • в случаях нежелания возвратить неиспользованный аванс, выданный на командировочные расходы;
  • прочих ситуациях, если это не оговорено в других федеральных законах, действующих на территории России,

согласно ст. 391 ТК РФ, руководство предприятия должно выйти с документально обоснованными исковыми требованиями в суд.

Удержание суммы ущерба из заработной платы сотрудника, без его письменного согласия неправомерно.

При достигнутом соглашении, подтвержденном написанным заявлением лично от работника с просьбой ежемесячного удержания оговоренного размера денежных сумм из начисляемой заработной платы до полного погашения убытков, считается, что конфликтная ситуация разрешена мирным путем.

Чтобы разрешить ситуацию, когда в сложившихся обстоятельствах спора, касающегося всех работников предприятия или отдельного подразделения, обе стороны считают себя правыми, можно:

  • объявить общее собрание коллектива, изложив суть разногласий и вынести спор на обсуждение для возможности принятия во внимание мнения большинства сотрудников;
  • обратиться к общественности через публикацию сути проблемы в прессе;
  • подготовить обращение вышестоящему руководству организации;
  • предъявить требования, соответствующие нормам трудового законодательства через профсоюзный орган предприятия;
  • написать заявление с просьбой рассмотреть суть трудового спора в КТС учреждения;
  • более крайние меры, когда на все обращения трудящихся, администрация не обращает внимания – организация пикетов, демонстраций, забастовок.

Что входит в понятие трудовых споров

Основным законом государства – Конституцией РФ признано право граждан, трудящихся на территории России на оспаривание нарушений со стороны работодателя их трудовых и социальных интересов, гарантированных действующим законодательством.

Трудовые споры могут носить коллективный или индивидуальный характер.

Коллективные споры возникают обычно при существенных изменениях со стороны работодателя условий или норм труда и оплаты, которые были закреплены в правовых и локальных актах организации.

Индивидуальные трудовые споры касаются непосредственно определенного человека, в случае разногласий с руководством организации по вопросам, касающимся именно этого работника в вопросах применения законодательства по предоставлению трудовых прав, несоблюдению условий коллективного договора или трудового соглашения, заключаемого при приеме человека на работу.

Например, незаконное увольнение, перевод без согласия работника на ниже оплачиваемую должность, изменение режима работы или непредставление очередного ежегодного отпуска, согласно ранее утвержденного графика – входит в понятие трудовых споров.

Причины возникновения трудовых споров:

  • изначальное нарушение трудового законодательства или ошибочно сложившееся мнение о попирании прав в связи со слабым знанием норм Трудового Кодекса и действующих в организации локальных правовых документов, либо неуважения к правам работников со стороны руководства, абстрагирование от требований закона;
  • противоположная оценка сложившейся ситуации в процессе трудовых отношений;
  • невозможность урегулирования разногласий путем договоренности между обеими сторонами;
  • обращение в компетентные органы для разрешения спорной ситуации;
  • при несогласии с вынесенным решением, возможно, его обжалование в вышестоящие инстанции любой из сторон трудового спора.

Самой главной причиной любого трудового спора является несоблюдение и недостаточное порой знание прав и обязанностей, которые даны работодателю и работнику, исполняющему трудовые обязанности, согласно заключенному договору.

Какие различают виды трудовых споров, классификация

Порядок, в котором рассматриваются споры, возникшие между сторонами в процессе трудовых отношений, рассмотрен:

  • в гл. 60 ТК РФ – в случае претензий, носящих индивидуальный характер;
  • в гл. 61 ТК РФ – когда разногласия достигают более крупного масштаба между коллективом организации и руководством.

Правильность квалификации предмета трудового спора поможет определить подведомственность органа, который имеет полномочия для его разрешения.

В зависимости от характера спорной ситуации, трудовые претензии, предъявляемые в спорной ситуации можно квалифицировать, прежде всего, как:

  • споры, имеющие материальный характер (о взыскании денежных сумм);
  • имеющие правовой характер (устанавливающие правомерность действий по отношению к оппоненту, оспаривающему факт нарушения законных прав).

Основная квалификация трудовых споров выглядит:

1.  По субъектам, выделяют:

  • индивидуальные;
  • коллективные.

2. По предмету возникших разногласий:

  • трудовые споры, решить которые можно только в судебном порядке (исковые).

К ним относят вопросы применения действующего трудового законодательства в области созданных работодателем условий труда в соответствии с установленными нормами коллективного договора, локальной документации, заключенного трудового соглашения.

Например, к исковым трудовым спорам будут отнесены разногласия по поводу незаконного увольнения или перевода на другую должность, несвоевременная выплата заработной платы, привлечение к работе в выходной день и прочее;

  • трудовые споры, которые возможно решить, без суда, например, обратившись в КТС.

К таким разногласиям относят вопросы об изменениях условий режима работы, установлении норм выработки или изменения оплаты труда и тому подобное.

Органы, имеющие правовые полномочия для разрешения трудовых споров

В трудовом законодательстве, являющемся основным правовым документом, регулирующем все вопросы, связанные с взаимоотношениями работодателей и наемных работников, нормами ст. 382 выделяют органы, правомочные решать трудовые споры:

  • комиссию, специально созданную в организации по трудовым спорам (какая может быть задействована в урегулировании конфликтной ситуации в определенных случаях, когда спор касается отношений в сфере трудовой деятельности);
  • суд, в компетенцию которого входит урегулирование всех трудовых разногласий, даже рассмотрение обжалования вынесенного решения КТС и признание законности проводимых забастовок.

Следует отметить, что некоторые конфликтные споры могут быть разрешены при обращении в вышестоящую организацию или соответствующее министерство, в том случае если предприятие относится к ведомственной отрасли хозяйствования и эта организация имеет полномочия давать указания, обязательные для исполнения.

Коллективные трудовые споры, возможно, разрешить с участием примирительной комиссии, посредника или трудового арбитража.

Завершить сложившуюся конфликтную ситуацию возможно и при имеющемся обязательном для исполнения предписании, органов надзора и контроля, если у них есть такое право.

При обращении с просьбой разрешить конфликтную ситуацию должны быть соблюдены установленные сроки после момента, когда работнику стало известно о нарушение его прав, или незаконном действии со стороны руководства, касающиеся его трудовой деятельности.

По вопросам признания незаконным увольнение или перевод на другую должность, по восстановлению на работе, в прежней должности, работник должен обратиться в течение месяца после ознакомления с приказом или получением трудовой книжки.

Это объясняется тем, что в случае удовлетворения его просьбы с предприятия будут взысканы денежные средства за время вынужденного прогула или разница в выплаченной заработной плате.

Во всех других спорных ситуациях срок обращения за их разрешением увеличен до трех месяцев.

Для обжалования решения КТС выделяется 10 дней с момента получения копии.

Для обращения в суд необязательно первоначально пытаться урегулировать конфликт через комиссию по трудовым спорам.

В случаях уважительной причины потерянного времени для подачи заявления в суд или КТС, сроки могут быть восстановлены.

Для того чтобы в организации не возникало конфликтных ситуаций, как работодателю, так и работникам следует ознакомиться с основными правовыми актами, своими обязанностями и правами, не нарушать требования трудового законодательства.