Президент РФ – Владимир Владимирович Путин, в день своего очередного вступления на должность 07 мая 2012 года, подписал указы и поручения вплоть до 2020 года.

Выполнение их по существу должно было в значительной мере улучшить жизнь населения, и частности – интеллигенции (особый акцент был сделан на учителей и работников здравоохранения), которая как не парадоксально звучит, но оказалась материально не обеспечиваема размером заработной платы достаточным уровнем для благополучия.

Уже к 2018 году при успешном воплощении в жизнь всего задуманного, заработная плата работников сферы культуры, преподавательского состава образовательных учреждений (колледжей) должна была достичь планки средней по региону.

В то же самое время заработную плату пообещали увеличить практически вдвое по сравнению со средним значением по региону медикам.

И если до 2014 года практически начали внедряться действенные меры по выполнению майских указов, то в связи со всем известными событиями на политической и геополитической сцене и участия России как заинтересованного лица, внесли свои коррективы, существенно сказавшиеся на экономике страны.

Естественно, выросший уровень инфляции свел на нет те незначительные повышения заработной платы, которые так красиво звучали, на деле ставшие просто неощутимыми.

Прямой диалог Президента страны с народом показал, что как бы воодушевленно не рассказывали:

  • о росте экономики;
  • постепенной стабилизации роста цен и уровня инфляции;
  • чуть ли не благодаря введенным санкциям развитию отечественных отраслей производства,

одним из больных вопросов для людей остается факт, что реальные доходы россиян не растут.

Как признал сам Путин В. В., увеличивается число людей, получающих доходы ниже прожиточного минимума и как следствие остающихся за чертой бедности.

Даже те незначительные сдвиги в увеличении заработной платы бюджетников оставили сотрудников этих же бюджетных организаций, работающих в административном аппарате и являющихся обслуживающим персоналом за бортом грядущих улучшений (юристов, экономистов, инженерно-технических работников, программистов, сантехников, и прочих).

Единственное, что пообещал Президент, что с января 2018 года зарплаты этих работников будут проиндексированы, не уточнив размер индексации (заметим, никто не знает при этом насколько вырастет и уровень инфляции).

Кого из работников относят к бюджетникам?

Четкой формулировки о работниках, которых считают трудящимися бюджетной сферы, не существует.

Как один из критериев, характеризующих данную отрасль трудовой деятельности, принимают условие финансирования организаций и учреждений.

Получается, что определяющим фактором в отношении учреждения, считающегося бюджетным, выступает источник финансирования заработной платы его работникам.

Таким образом, работники, чей труд оплачивается в соответствии с установленной Единой тарифной сеткой, из государственного, регионального или местного бюджета, относятся к бюджетной сфере.

К работникам федеральных государственных учреждений относят:

  • сотрудников налоговых организаций;
  • таможенников;
  • служащих казначейства и прочих.

Кроме того, к бюджетным организациям причисляют:

  • общеобразовательные учреждения разного уровня (школы, колледжи, институты и так далее);
  • учреждения здравоохранения;
  • занимающиеся социальным обслуживанием населения;
  • касающиеся культурного развития (театра и кино);
  • научно-исследовательские институты, занимающиеся разработками новых технологий и научными открытиями.

Гражданский персонал:

  • военизированных частей;
  • органов государственной власти, связанных с деятельностью в области обороны страны, государственной или правоохранительной безопасности, входит в категорию лиц, финансируемых из запланированного бюджета (страны, региона, местных органов власти).

При этом можно отметить, что уровень заработной платы бюджетников существенно отличается.

Так, если государственные чиновники получают довольно значимые суммы (которые, кстати, тщательно скрываются и можно узнать лишь у близких знакомых), то работники, относящиеся к бюджетной сфере и получающие заработную плату от региональных и местных властей, оказываются в далеко не выигрышном положении по сравнению с любым производством.

Размер заработной платы государственных служащих:

  • налоговых инспекций;
  • таможенных служб и пограничников;
  • службы миграции;
  • Роспотребнадзора и Росреестра,

складывается не только из установленного оклада, но и различных дотаций и премий, что в среднем составляет до 100 тыс. рублей.

Как видим, в любом случае, бюджетные организации, как правило, не занимаются коммерческой деятельностью.

Ждать ли бюджетникам повышения заработной платы?

Вопрос, интересующий многих, кто связан с работой в бюджетной сфере.

Ответить однозначно на него довольно сложно.

Судя по всему, если даже до конца 2017 года показатели заработной платы не изменятся, то в 2018 году бюджетники могут надеяться на повышение оплаты своего труда, исходя из давно известных взаимосвязанных событий – предстоящих выборов и соответственно до их проведения сдвигов с мертвой точки данных ранее обещаний.

Принесет ли это действительно повышение уровня жизни и покупательской способности работников бюджетной сферы – это другой вопрос.

Однозначно можно сказать, что государственным служащим изменения заработной платы не намечается, поскольку размер окладов довольно приличный.

Разговоры (пока, к сожалению это лишь разговоры), идут о материальной поддержке педагогических работников дошкольных учреждений и врачей.

Если в начале 2017 года планировалось повысить размер выплат бюджетному сектору во втором полугодии текущего года, то, сегодня быть уверенным в этом нет оснований, поскольку Президентом РФ не указан конкретный срок индексации окладов.

Еще один нюанс.

Если в соответствии с майскими указами рост оплаты труда бюджетников ориентировался на средний показатель уровня зарплаты по региону, то уже на основании правительственного Постановления № 973 от 14. 09. 2015 года был изменен сам порядок расчета средней заработной платы, что привело к уменьшению общего показателя.

Как говорится, ловкость рук и никакого мошенничества.

Какие факторы влияют на повышение зарплаты?

Прежде всего, процесс увеличения доходов бюджетников зависит от стабильности курса российского рубля и уровня финансового кризиса в мире.

Никому из нас неизвестно где еще понадобиться помощь России в спасении русских – в Северной Корее или Венесуэле, и какими новыми санкциями это чревато, что естественно отразится на общем экономическом состоянии страны.

Кроме того, размер повышения непосредственно будет зависеть:

  • от категории работника бюджетной сферы;
  • уровня инфляции;
  • количества страхового стажа и выслуги лет;
  • даже уровень организации скажется на кошельке работников (так, учитель признанной в регионе лучшей школы получит доплату выше учителя обычного образовательного заведения);
  • насколько востребована данная профессия в регионе.

Разработаны рекомендации по определению принципа, как формируется система оплаты труда сотрудникам бюджетных организаций.

Так, предусмотрено, что заработная плата должна начисляться в зависимости:

  • от квалификации сотрудника;
  • уровня сложности выполняемых обязанностей;
  • количества и качества затраченных усилий, то есть эффективности выполненной работы.

Этот коэффициент эффективности, так сказать за интенсивность труда становится дополнительным стимулом исполнения работниками своих должностных обязанностей более качественно.

Также должны быть дополнительные выплаты, которые будут давать положительные показатели при расчете средней заработной платы, например:

  • премии за установленный локальными документами период времени (квартал, год).

Условия возможности ее начисления и выплат оговариваются в трудовых договорах, заключаемых с сотрудниками.

Для того чтобы распоряжения Президента воплотились реально и уровень заработной платы бюджетников действительно был поднят до намеченной планки, местным органам управления нужно нарастить объем наполнения финансовых средств, снизив при этом капиталовложения в экономику.