Госслужащие, как группа трудящихся, выделяются на фоне остальных работников, так как их профессиональная деятельность связана с большим количеством как прав, так и обязанностей. Это касается и их увольнения. Данная процедура производится не только на основании положений Трудового кодекса РФ, но и ФЗ «О госслужбе».

В данном законе содержатся специальные нормы, распространяющиеся только на данную категорию работников и регулирующие процедуру расторжения трудовых отношений с ними. Однако, как и любые другие работники, они имеют право обжаловать решение о прекращении трудовых отношений в судебном порядке.

Если по итогам рассмотрения делаувольнение будет признано неправомерным или произведенным с нарушениями установленной процедуры, то гражданин восстанавливается на занимаемой ранее должности. Кроме того, на работодателя возлагается обязанность компенсировать работнику неполученную заработную плату за весь период вынужденного простоя.

Чтобы понять,имеются ли в конкретном случае основания для обжалования расторжения трудового соглашения, необходимо понимать специфику проведения процедуры увольнения госслужащих.

Основания для прекращения трудовых отношений

В соответствии с положениями действующего законодательства на госслужащих в  равной степени, как и на другие категории работников, распространяются общие основания расторжения трудового соглашения по инициативе работодателя, закреплённые в ст.81 ТК РФ. Однако помимо них, госслужащие могут быть уволены по дополнительным основаниям, закрепленным в отраслевых нормативно-правовых актах.

Расторжение служебного контракта производится по причинам, закрепленным в ст.33 ФЗ №79-ФЗ «О госслужбе» от 27.07.2004г. и предполагает в качестве дополнительных оснований:

  • невыполнение возложенных на гражданина обязательств и ограничений, закрепленных указанным нормативно-правовым актом;
  • нарушение правил, установленных ст.17 данного ФЗ;
  • выход или утеря гражданства РФ.

Также прекращение трудовых отношений с госслужащим по инициативе нанимателя предусмотрено ст.37 ФЗ №79-ФЗ. Согласно положениям данной нормы, помимо общих оснований для увольнения, гражданин может быть освобожден со службы по причине:

  1. утраты доверия, в том числе при совершении им правонарушений, регулируемых ФЗ «О противодействии коррупции»;
  2. несоблюдения госслужащим установленных законодательством правил охраны проф. деятельности в случае, если указанные действия повлекли за собой или создали реальную опасность наступления тяжких последствий;
  3. принятия необоснованных решений лицом, занимающим руководящую должность, если данные действия привели к нецелевому использованию имущества госучреждения или его порче.

Согласно ч.4 ст.37 ФЗ №79-ФЗ в день прекращения трудовых отношений гражданин должен, помимо прочего, сдать служебное удостоверение, выданное ему при трудоустройстве. Указанный документ необходимо передать в отдел, занимающийся кадровыми вопросами.

Если руководство учреждения предполагает расторгнуть трудовое соглашение с сотрудником в связи с его несоответствием занимаемой должности, то для этого необходимо будет организовать специальную комиссию. После проведения проверки ею будет принято решение относительно данного вопроса.

При установлении факта несоответствия госслужащего установленным требованиям этот факт оформляется в виде письменного заключения специальной комиссии. Данный документ является основанием для принятия решения об освобождении гражданина с занимаемой им должности.

В связи с тем, что прекращение служебного контракта с данной категорией работников имеет свою специфику, законодательство дает ряд комментариев относительно толкования тех или иных норм, а также их практического применения.

Многие пункты указанных норм содержат в себе «оценочные» основания, то есть таковые, оценку которым дает руководитель, и он принимает решение о целесообразности избрания такой меры, как расторжение трудовых отношений с госслужащим. Поэтому у работника могут возникнуть сомнения относительно объективности принятого решения.

В данном случае стоит подробно изучить нормы действующего законодательства, а также разъяснения, касающиеся использования той или иной статьи. Если правомерность действий нанимателя вызывает сомнения, то уволенный гражданин может обратиться в суд для защиты своих интересов.

Процедура восстановления на рабочем месте

Для признания увольнения незаконным заинтересованное лицо должно оформить исковое заявление и направить его в суд. При оформлении данного документа следует последовательно изложить свою точку зрения, указать нарушения, которые были допущены нанимателем при расторжении трудовых отношений. В тексте заявления необходимо ссылаться на нормы действующего законодательства.

Указание исковых требований производится после изложения обстоятельств, повлекших за собой подачу заявления в суд. Они должны быть оформлены четко и понятно. Если присутствуют финансовые претензии, то необходимо приложить расчет указанной суммы. При написании искового заявления необходимо избегать выражений, которые могут иметь неоднозначную трактовку.

Перед подачей заявления необходимо собрать и приложить к нему достаточную доказательную базу, подтверждающую изложенные в тексте обстоятельства и обоснованность требований.

Необходимо учитывать, что подача иска не освобождает гражданина от возложенных на него обязанностей. Если данный документ был направлен во время «отработки» предшествующей увольнению, то госслужащий должен продолжать выполнять возложенные на него обязанности. В противном случае он может быть обоснованно уволен по статье за прогулы. И это не будет считаться нарушением. Восстановление на рабочем месте в данном случае будет невозможно.

Помимо этого, необходимо учитывать срок исковой давности, который для такого рода дел составляет всего месяц. При этом заявление должно быть подано до истечения указанного срока, с момента прекращения трудовых отношений: после выдачи трудовой или издания приказа об увольнении. Так как в этих документах указывается дата их заполнения, то с определением указанного времени проблем не возникает.

При отсутствии у работника возможности предоставления необходимых доказательств, к примеру, уровня своей квалификации, он имеет право подать ходатайство в суд о проведении экспертизы или привлечении необходимых специалистов.

После принятия решения

Суд на основании предоставленной информации, доказательной базы, а также  выслушав стороны, принимает решение по делу: удовлетворить исковые требования (частично или в полном объеме) или отказать в их удовлетворении. При этом любая из сторон имеет право обжаловать принятое решение в суде высшей инстанции. Согласно стт.107-109, 321 ГПК РФ, апелляция подается в течение 30 дней с момента принятия решения.

Если суд удовлетворил требования гражданина, то расторжение трудовых отношений признается неправомерным, а госслужащий восстанавливается в должности. Возобновление работы производится на следующий день после принятия судебного заключения, вне зависимости от того, будет обжаловаться оно или нет.

За все время, с момента увольнения и до восстановления в должности, работодатель обязан выплатить трудящемуся компенсацию в размере среднего заработка данного служащего, с учетом обязательных надбавок и доплат. Данные выплаты должны быть произведены за весь период вынужденного простоя в полном объеме.

Восстановление на работе возможно и в том случае, если госслужащий написал заявление «По собственному желанию», но впоследствии, до истечения установленного срока, решил его забрать, в чем  ему было отказано.

В данном случае для принятия решения в пользу сотрудника ему необходимо предоставить в суд письменное заявление, переданное работодателю, с указанием такого намерения. При этом на втором экземпляре этого документа, который сохраняет у себя работник, должна стоять отметка о его вручении, с указанием получившего лица, даты и подписи. Если на предприятии ведется журнал учета входящей документации, то номер регистрации в нем.

В процессе рассмотрения дела суд учитывает все обстоятельства и предоставленные сторонами доказательства. Решение по каждому исковому делу принимается исходя из положений действующего законодательства. При этом необходимо учитывать, что специальные нормативно-правовые акты имеют преимущество перед общими.