Естественно, что каждый из нас, ходит на работу для того, чтобы кроме возможности отдать свой творческий и профессиональный потенциал на благо развития общества, заработать материальные средства, без которых невозможно существовать.

Кроме предприятий, производящих реально продукцию, немаловажными являются бюджетные организации.

Несмотря на то, что нельзя продать результаты из деятельности или купить, роль их в обществе бесценна.

Сможем ли мы представить государство без воспитателей дошкольных учреждений, учителей образовательных школ или преподавателей средних профессиональных и высших учебных заведений, медиков, спасающих жизнь людей, облегчающих физические страдания, социальных служб, оказывающих помощь одиноким старикам?

Трудно, практически невозможно даже подумать, как общество будет обходиться без всех этих сфер деятельности.

Они то и являются бюджетниками, которые получают заработную плату от государства.

Причем стоит заметить – несмотря на всю значимость своего труда, работа этих людей низко оплачиваемая.

В мае 2012 года Президент вынес Указ № 597, дающий надежду всем работникам бюджетной сферы, что к 2018 году их материальное положение значительно улучшится и заработная плата вырастет вплоть до 200 % от уровня средней заработной платы соответствующего субъекта страны.

Звучало все очень красиво и обнадеживающе, если бы не отдельные «но».

С 2012 года произошло много изменений, связанных с политикой и геополитическими интересами страны, в результате чего Россия оказалась под многочисленными санкциями, которые как ни рассказывало бы правительство и средства массовой информации, что сыграли на пользу развития отечественного производителя, довольно сильно в реальности ударили по экономике.

Рост цен привел к понижению уровня жизни россиян.

И те незначительные повышения, какие были в зарплате бюджетников стали каплей в море, которую невозможно ощутить.

Министерство труда РФ и эксперты единогласно приходят к выводу, что МРОТ должен быть установлен не в целом по всей стране, а по субъектам, поскольку российская федерация довольно большое государство, как по географическим, так и экономическим масштабам, цены и зарплаты в регионах существенно отличаются.

Минимальный размер заработной платы бюджетников

Неоднократно поднимался вопрос о том, чтобы минимальная заработная плата (МРОТ) соответствовала прожиточному минимуму.

По подсчетам соответствующих ведомств, для этого потребуется от трех до пяти лет.

Сегодня МРОТ в Российской федерации составляет 7, 5 тысяч рублей, в то время, когда прожиточный минимум почти 11 тыс. рублей.

В декабре 2016 года приняли решение увеличить минимальную зарплату на 300 рублей, но только с июля 2017 года.

Таким образом, можно ожидать, что в июле МРОТ будет 7, 8 тыс. рублей.

Структура начисления зарплаты бюджетникам непосредственно привязана к минимальной заработной плате.

Как следствие, повышение МРОТ приведет к необходимости индексации начислений этим работникам.

Согласно действующему законодательству регионы имеют право устанавливать свой минимальный предел МРОТ.

Например, размеры минимальной зарплаты для бюджетников:

  • в Калужской области -10 121 рублей;
  • в Тульской области -10 тыс. рублей;
  • в Московской области – 12, 5 тысяч рублей;
  • в столице нашей Родины, городе Москве – 17, 3 тыс. рублей;
  • в Мурманской области – 13 650 рублей;
  • В Ленинградской области – 7, 8 тысяч рублей, тогда как в самом Санкт-Петербурге – 16 тыс. рублей.

Предполагается ли реальное увеличение заработной платы бюджетников?

По официальным выступлениям представителей российского Правительства, несмотря на все экономические трудности, зарплата работников бюджетной сферы в 2017 году должна постепенно увеличиться в среднем на 16 %.

Поскольку средняя заработная плата по регионам сильно отличается, то и повышение ее пройдет в разных соотношениях.

Последние интервью, данные Министром труда и социальной защиты РФ, обнадеживают бюджетных работников, что обещанное повышение их заработной платы, а как следствие и улучшение уровня жизни произойдет, следуя майским указам Президента, и достигнет 100% и 200% по сравнению со средней зарплатой каждого региона.

В первую очередь это коснется медиков, социальных работников, учителей школ, преподавателей средних и высших учебных заведений, также работников, занятых в сфере культуры.

В то же самое время Минэкономразвития настаивает на необходимости снизить страховые взносы на 8% (с 30% до 22%), увеличив на 4 % НДС (с 18 % до 22%), утверждая, что проведенная таким образом реформа по уплате налогов позволит исполнить поручения, данные Президентом и безболезненно поднять заработные платы бюджетников.

Предполагается, что в государственном секторе размер заработной платы будет увеличен за счет снижения страховых взносов.

Продлен мораторий на индексацию зарплат государственных чиновников, которая значительно выше всех остальных уровней трудящихся, какую планируется опять-таки поднять уже с 2019 года, компенсируя весь процент инфляции с 2014 года.

В частном секторе работодателю придется компенсировать работникам увеличение налоговых вычетов, за счет чего поднимется размер заработной платы.

Можно сделать вывод, что ссылаясь на процентные показатели, зарплату бюджетников все-таки поднимут, следуя майским указам.

Правда остается в том, что в реальности люди по-прежнему это едва ощутят.

Следует отметить, что общая сумма заработка бюджетных работников состоит:

  • из самого вознаграждения (оклада, тарифной ставки), согласно сложности должностных обязанностей, в зависимости от квалификации сотрудника, уровня образования, тяжести выполняемых заданий;
  • различных доплат и премий, носящих стимулирующий или поощрительный характер;
  • доплаты в виде компенсаций (индексация в связи с инфляцией).

К сожалению, увеличивая базовый оклад или тарифную ставку бюджетников, уменьшают размер всех надбавок, что в конечном итоге приводит к повышению заработной платы только в цифрах.

Игра чисел или действительно оценка по достоинству труда бюджетников?

Невольно задаешься вопросом, действительно ли правительство оценило работу врачей, учителей, и прочих бюджетников или красивые обещания опять заменили арифметические уловки.

Глядя на все повышения, склоняешься больше ко второму выводу.

Издавая указ, Президент ориентировался на повышение заработной платы в соответствии со средним ее уровнем в регионах.

Уже с сентября 2015 года изменился порядок расчета средней зарплаты, включая в расчет кроме заработков сотрудников крупных и средних предприятий и денежные средства, которые положены работникам этих средних предприятий.

Что это дало? Средняя величина заработка по региону значительно уменьшилось, и показатели повышения зарплаты бюджетников, фактически не вкладывая значительных средств – увеличились.

Но и это далеко не все.

Были проведены реформы, предусматривающие при начислении выплат учитывать производительность труда и его эффективность. Именно с учетом различных оценок руководитель должен представлять отчеты о расходе бюджетных средств и начислений доплат.

Увеличивая, таким образом, размер тарифной ставки или оклада, снижая процент интенсивности труда, на бумаге заработная плата бюджетников увеличивается, зато в кармане мало что прибавляется.

Дополнительные средства для повышения заработной платы бюджетников были найдены за счет так называемой реорганизации организаций, а проще говоря, высвобождением сотрудников сокращая штат и увеличивая фактическую нагрузку на оставшихся людей.

По новому, например, начисляется заработная плата медикам с января 2017 года.

Статистические данные учитывают не только зарплаты государственных учреждений здравоохранения, но и частных клиник.

Понятно, что в коммерческих клиниках заработная плата выше, чем у сельского врача.

Средний же показатель будет значительно увеличен и можно смело рапортовать об увеличении заработной платы медицинским работникам.

Ловкость рук и никакого обмана, как говорится.

Единственное, что обнадеживает – обещание, что сокращение медицинских работников и закрытие полностью лечебных учреждений в 2017 году не намечается.

К сожалению, с какой стороны не подойти, многообещающие и дающие надежду людям, без труда которых невозможно представить цивилизованное общество, обещания о поднятия их уровня жизни остаются просто формализмом.